МАРИИНО СТОЯНИЕ (21 марта)

 В среду пятой недели Великого поста в храмах совершается особое очень продолжительное богослужение, которое принято называть стояние Марии Египетской, или Мариино стояние. На самом деле это утреня четверга, но традиционно ее служат накануне – в среду вечером. На ней полностью прочитывается Великий покаянный канон преподобного Андрея Критского (в первую неделю Великого поста канон читался небольшими частями с понедельника по четверг) и житие святой Марии Египетской.

Преподобный Андрей Критский (ок. 660–740 гг.) оставил глубокий след в православном предании как выдающийся проповедник, яркий и плодотворный песнотворец, сочинитель слов и мелодий церковных песнопений. Родом святой Андрей был из Дамаска, с юности подвизался в лавре Саввы Освященного и иерусалимском монастыре Братства Гроба Господня, позже был дьяконом Великой церкви Константинополя и одновременно возглавлял дом для сирот. После двадцатилетнего дьяконского служения, за великие понесенные труды, святой Андрей был рукоположен в сан епископа и назначен на самую далекую тогда кафедру — на остров Крит. На этой должности он прославился деятельной благотворительностью и милосердием, молитвенным заступничеством за свою паству, красноречивыми проповедями. Он составил ряд проповедей на Господские и Богородичные праздники, дни памяти святых. Но наибольшую известность он получил как творец канонов и стихир. Критский святитель является первым известным автором полных девятипесенных канонов, дошедших до нас на греческом языке. Он написал каноны на все двунадесятые праздники, некоторые воскресенья Великого поста и периода празднования Пасхи, дни Страстной седмицы, различным святым, сочинил множество стихир и оригинальных мелодий-напевов.

Великий покаянный канон подводит итог литургических трудов преподобного Андрея. Это была его личная покаянная исповедь, не предназначенная для общецерковного употребления. Великий канон, скорее всего, был составлен преподобным Андреем в зрелом возрасте, на что указывает содержание некоторых тропарей, например: «От юности Христе, заповеди Твоя преступих, всестрастно небрегий, унынием преидох житие. Темже зову Ти, Спасе: поне на конец спаси мя», то есть не отринь и спаси меня хотя бы в старости, в конце жизни.

В течение пятидесяти лет после кончины Андрея Критского рукопись канона хранилась у монахинь константинопольского монастыря святого Патапия и не использовалась в богослужениях, пока в 790 году в столице Византийской империи не случилось страшное землетрясение. О тех днях говорили, что земля тряслась, гул шел из-под земли, все было объято пламенем. Некоторые ученые считают, что именно во время константинопольского землетрясения Великий канон преподобного Андрея Критского впервые был исполнен в общественном богослужении, причем не как покаянный, а как молитва о спасении в бедствии. Боясь быть погребенными под обломками, монахини монастыря святого Патапия вышли на площадь и стали петь этот канон.

Позднее преподобный Феодор Студит (759–826 гг.), который много потрудился для составления Триоди постной и высоко ценил творчество критского архипастыря, стал инициатором пропевания покаянного канона по частям на первой неделе Великого поста и в полном составе в четверг пятой недели. Благодаря этому канон Андрея Критского сопровождает верующих всю Святую Четыредесятницу. По своему содержанию канон представляет собой сердечный плач о грехах и молитвенный вопль Богу о помиловании, облеченный в форму беседы с собственной душой. Для достижения своей цели – приведения души к искреннему покаянию – автор постоянно обращается к образам и сюжетам Ветхого и Нового Заветов. Оплакивая себя и все согрешившее человечество, преподобный Андрей вспоминает о грехах праотцев и переживает их, как будто собственные, укоряя душу за то, что и она сотворила подобные деяния. В качестве примеров для подражания святитель вспоминает ветхозаветных и новозаветных праведников, угодивших Богу. Вся Священная история рассматривается преподобным Андреем как история человеческого греха и праведности, отвержения Бога и возвращения к Нему, единственному Источнику всех благ.

Каждая песнь канона завершается двумя тропарями в честь преподобной Марии Египетской, и еще одним – в честь самого Андрея Критского. Они были добавлены в более позднее время – возможно, преподобным Феодором Студитом или другими составителями Триоди постной. Помимо покаянного канона, служба Марииного стояния содержит еще одно продолжительное чтение – житие Марии Египетской (†522), этой «из великих грешниц — великой праведницы».

Оно было составлено святым Софронием, патриархом Иерусалимским (560–638 гг.).

Преподобная Мария в своей жизни реализовала то, к чему все время призывает Андрей Критский в своем каноне – глубокое и искреннее покаяние, полная «перемена ума» – и достигла святости. В юности и молодости она предавалась пороку, жила в грехах. Однажды Мария, увидев группу паломников, направлявшихся из Александрии в Иерусалим на праздник Воздвижения Креста Господня присоединилась к ним, но не с благочестивыми помыслами, а «чтобы было больше с кем предаваться разврату». В Иерусалиме Мария попыталась войти в храм Гроба Господня, но какая-то сила удерживала ее. Осознав свое падение, она начала молиться перед иконой Богородицы, находившейся в притворе храма. После этого она смогла войти в храм и поклониться Животворящему Кресту. Выйдя, Мария опять обратилась с благодарственной молитвой к Деве Марии и услышала голос, сказавший ей: «Если перейдешь за Иордан, то обретешь блаженный покой».

Послушав этого повеления, Мария приняла Святое Причастие и, перейдя Иордан, поселилась в пустыне, где провела 47 лет в полном уединении, посте и покаянных молитвах. Так суровыми подвигами Мария Египетская совершенно искоренила в себе все греховные пожелания и соделала свое сердце чистым храмом Духа Святого. Свою жизнь она сама незадолго до смерти открыла святому старцу Зосиме, встретившему ее в Иорданской пустыне. Чтение жития на службе кажется необычным элементом и предает Мариину стоянию уникальный характер в глазах верующих, однако на самом деле устав, кроме пения и чтения церковных гимнов, предусматривает в ежедневном богослужении еще и просто назидательное чтение. В последовании утрени есть не менее четырех моментов, когда спокойному вниманию молящихся предлагается чтение: житие празднуемого святого, толкование Евангелия, которое будет прочитано на Литургии, просто поучительный рассказ из «Пролога». Однако эти тексты давно вышли из обихода и даже в богослужебных книгах они не печатаются, лишь дается указание на них. А в среду четвертой недели Великого поста положенное по уставу житие святой Марии Египетской не выпускается, но читается полностью. Оно делится на две части и первая из них читается еще до начала канона, сразу после чтения кафизмы Псалтири, а вторая – как передышка на Каноне, после третьей его песни.

На следующий день после Марииного стояния, в четверг, обычно в первой половине дня, всегда совершается Литургия Преждеосвященных Даров, чтобы подкрепить всех тружеников молитвенного подвига.

Апостол

Братья, Бог, давая обетование Аврааму, как не мог никем высшим клясться, клялся
Самим Собою, говоря: истинно благословляя благословлю тебя и размножая
размножу тебя. И так Авраам, долготерпев, получил обещанное. Люди клянутся
высшим, и клятва во удостоверение оканчивает всякий спор их. Посему и Бог, желая
преимущественнее показать наследникам обетования непреложность Своей воли,
употребил в посредство клятву, дабы в двух непреложных вещах, в которых
невозможно Богу солгать, твердое утешение имели мы, прибегшие взяться за
предлежащую надежду, которая для души есть как бы якорь безопасный и крепкий,
и входит во внутреннейшее за завесу, куда предтечею за нас вошел Иисус,
сделавшись Первосвященником навек по чину Мелхиседека.
(Послание к Евреям св. ап. Павла 6:13–20)

Братья, поступайте, как чада света, потому что плод Духа состоит во всякой благости,
праведности и истине. Испытывайте, что благоугодно Богу, и не участвуйте в
бесплодных делах тьмы, но и обличайте. Ибо о том, что́ они делают тайно, стыдно и
говорить. Все же обнаруживаемое делается явным от света, ибо все, делающееся
явным, свет есть. Посему сказано: «встань, спящий, и воскресни из мертвых, и
осветит тебя Христос». Итак, смотри́те, поступайте осторожно, не как неразумные,
но как мудрые, дорожа временем, потому что дни лукавы. Итак, не будьте
нерассудительны, но познавайте, что́ есть воля Божия. И не упивайтесь вином, от
которого бывает распутство; но исполняйтесь Духом, назидая самих себя псалмами
и славословиями и песнопениями духовными, поя и воспевая в сердцах ваших
Господу, благодаря всегда за все Бога и Отца, во имя Господа нашего Иисуса
Христа, повинуясь друг другу в страхе Божием.
(Послание к Ефесянам св. ап. Павла. 5:8–19)

ЕВАНГЕЛИЕ

В то время обратился к Иисусу один человек из толпы: Учитель! я привел к Тебе сына
моего, одержимого духом немым: где ни схватывает его, повергает его на землю, и
он испускает пену, и скрежещет зубами своими, и цепенеет. Говорил я ученикам
Твоим, чтобы изгнали его, и они не могли. Отвечая ему, Иисус сказал: о, род
неверный! доколе буду с вами? доколе буду терпеть вас? Приведите его ко Мне. И
привели его к Нему. Как скоро бесноватый увидел Его, дух сотряс его; он упал на
землю и валялся, испуская пену. И спросил Иисус отца его: как давно это сделалось
с ним? Он сказал: с детства; и многократно дух бросал его и в огонь и в воду, чтобы
погубить его; но, если что можешь, сжалься над нами и помоги нам. Иисус сказал
ему: если сколько-нибудь можешь веровать, всё возможно верующему. И тотчас отец
отрока воскликнул со слезами: верую, Господи! помоги моему неверию. Иисус, видя,
что сбегается народ, запретил духу нечистому, сказав ему: дух немой и глухой! Я
повелеваю тебе, выйди из него и впредь не входи в него. И, вскрикнув и сильно
сотрясши его, вышел; и он сделался, как мертвый, так что многие говорили, что он
умер. Но Иисус, взяв его за руку, поднял его; и он встал. И как вошел Иисус в дом,
ученики Его спрашивали Его наедине: почему мы не могли изгнать его? И сказал им:
сей род не может выйти иначе, как от молитвы и поста. Выйдя оттуда, проходили
через Галилею; и Он не хотел, чтобы кто узнал. Ибо учил Своих учеников и говорил
им, что Сын Человеческий предан будет в руки человеческие и убьют Его, и, по
убиении, в третий день воскреснет.
(Евангелие от Марка 9:17–31)

В то время последовало за Иисусом много народа из Галилеи и Десятиградия, и
Иерусалима, и Иудеи, и из-за Иордана.
Увидев народ, Он взошел на гору; и, когда сел, приступили к Нему ученики Его. И
Он, отверзши уста Свои, учил их, говоря: Блаженны нищие духом, ибо их есть
Царство Небесное. Блаженны плачущие, ибо они утешатся. Блаженны кроткие, ибо
они наследуют землю. Блаженны алчущие и жаждущие правды, ибо они насытятся.
Блаженны милостивые, ибо они помилованы будут. Блаженны чистые сердцем, ибо
они Бога узрят. Блаженны миротворцы, ибо они будут наречены сынами Божиими.
Блаженны изгнанные за правду, ибо их есть Царство Небесное. Блаженны вы, когда
будут поносить вас и гнать и всячески неправедно злословить за Меня. Радуйтесь и
веселитесь, ибо велика ваша награда на небесах: так гнали и пророков, бывших
прежде вас.
(Евангелие от Матфея 4:25–5:12)

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *