ВХОД ГОСПОДЕНЬ В ИЕРУСАЛИМ (1 апреля)

 Вход Господень в Иерусалим – один из главных церковных праздников, относящийся в Православной Церкви к числу двунадесятых. Посвящен воспоминанию описанного всеми четырьмя евангелистами важного события последних дней земной жизни Господа Иисуса Христа – Его торжественного прибытия в Иерусалим накануне праздника иудейской Пасхи, которое хронологически и содержательно предшествовало Его Страстям и было осуществлением ветхозаветных пророчеств. Праздник Входа Господня в Иерусалим отмечается в воскресенье, за неделю до Пасхи, и открывает собой Страстную седмицу. Поскольку в символике и самого Входа Господня в Иерусалим, и его литургического празднования важное место занимают пальмовые ветви (слав. «вайя»), праздник обычно называют Неделей ваий, в славянской традиции известно его обозначение еще и как Недели цветоносной или цветной. На Руси в богослужебной практике пальмовые ветви традиционно заменяют ветвями вербы, отчего Неделя ваий носит также название Вербного воскресенья.

Согласно евангельскому повествованию, за пять дней до иудейского праздника Пасхи Господь подошел к селениям Виффагия и Вифания у Елеонской горы вместе со Своими учениками и поручил двум из них привести Ему молодого осла, на которого никто никогда не садился. Когда ученики исполнили повеление, Христос сел верхом и стал спускаться с горы к Иерусалиму под приветственные возгласы учеников и народа, которые встречали Христа, постилая свои одежды и срезанные с финиковых пальм ветви на Его пути, восклицая: «…осанна Сыну Давидову! благословен Грядущий во имя Господне! осанна в вышних!». Последний возглас является парафразом исполнявшегося по большим праздникам Псалма 117: «О, Господи, спаси же! О, Господи, споспешествуй же! Благословен грядущий во имя Господне! Благословляем вас из дома Господня». Выражение «осанна в вышних» может быть истолковано следующим образом: «спаси Ты, Который в вышних» (свт. Иоанн Златоуст). Все евангелисты, кроме Марка, отмечают недовольство иудейских учителей обстоятельствами события, в первую очередь тем, что Иисус Христос не запретил встречать Его этими словами, понимавшимися в т. ч. как приветствие Мессии- Царю. Евангелист Матфей пишет, что Вход Господа в Иерусалим заставил весь город прийти в движение. Народа, собравшегося на Пасху, было много, так как каждый иудей стремился отметить этот праздник в Иерусалиме. Бывали года, когда по приблизительным подсчетам в город приходило и приезжало более двух миллионов человек. Апостол Иоанн подчеркивает, что торжественная встреча Христа была вызвана тем, что народ был потрясен чудом воскрешения из мертвых праведного Лазаря Четверодневного; Матфей и Лука непосредственно связывают событие Входа Господня в Иерусалим с последовавшим за ним изгнанием Христом торгующих из иерусалимского храма.

Обстоятельства Входа Господня в Иерусалим, в частности, поездка Иисуса Христа на молодом осле, согласно евангелистам, была осуществлением пророчества Захарии (Зах 9:9): «Ликуй от радости, дщерь Сиона, торжествуй, дщерь Иерусалима: се Царь твой грядет к тебе, праведный и спасающий, кроткий, сидящий на ослице и на молодом осле, сыне подъяремной». У евангелиста Матфея пророчество Захарии описано как осуществленное вплоть до мельчайших подробностей, так как говорится не об одном, а о двух животных – ослице и осленке. Возможно, второе, взрослое животное было необходимо, чтобы молодой, необъезженный осел не боялся множества собравшихся людей и спокойно шел через толпу. Все четыре апостола и евангелиста согласно подчеркивают, что на осла до Христа никто никогда не садился – это указывает на ритуальную чистоту животного и возможность принесения его в жертву Богу.

Прибытие Господа верхом на осле напоминало также обстоятельства помазания на царство Соломона (3Цар. 1:32–40), то есть воспринималось всеми как вход в Иерусалим истинного Царя Израиля – это подтверждается и тем, что люди постилали под ноги Ему свою одежду. В целом выбор ослика должен был подчеркнуть мирный характер вступления Мессии-Царя в Его город, контрастирующий с обычными для торжественного входа земных царей и полководцев боевыми скакунами, слонами и колесницами. Однако из находившихся тогда на улицах Иерусалима только Один Христос знал, что вместо земного царства Он приносит человеку Царство Небесное, вместо избавления от земного рабства Он освобождает человека от рабства гораздо худшего – от рабства греху. Он Один знал, что путь, усеянный ныне пальмовыми ветвями, ведет к Кресту и Голгофе. Особое значение имеют указания на использование народом ветвей финиковых пальм во время встречи Христа. У древних евреев пальма – дерево красивое, ветвистое и плодовитое – служила символом веселья и торжества, ее ветви использовались во время проведения религиозных процессий осеннего праздника Кущей: «в первый день возьмите себе ветви красивых дерев, ветви пальмовые и ветви дерев широколиственных и верб речных, и веселитесь пред Господом Богом вашим семь дней» (Лев. 23:40). Пальмовые ветви употреблялись в торжественных случаях: Симон Маккавей шел очищать Иерусалим и оскверненный язычниками Храм в сопровождении музыки, пения и пальмовых ветвей. С пальмами в руках было принято встречать знатных лиц. Пальма – символ мужества – давалась в награду победителям. Встреча Христа с вайями послужила источником для христианского употребления ветвей пальм в празднике Входа в Иерусалим. Во время всенощного бдения под праздник Входа Господня в Иерусалим молящиеся как бы встречают невидимо грядущего Господа и приветствуют Его, как Победителя ада и смерти, держа в руках ветви, цветы и зажженные свечи. На утрене (второй части бдения), после чтения Евангелия, священник совершает каждение верб, читает молитву и окропляет ветви святой водой.

Святые отцы Церкви рассматривают Вход Господень в Иерусалим как важное событие евангельской истории; и объясняют его как торжественное прибытие Царя-Христа в тот город, где Ему предстояло принять добровольные Страсти и Крестную смерть. Самый день, избранный Спасителем для входа в Иерусалим, прообразовательно свидетельствует об искупительной жертве. Святитель Амвросий Медиоланский говорит, что Христос вступил в Иерусалим в день избрания агнца, которого, согласно иудейской традиции, надлежало заколоть на Пасху. Следовательно, Христос, как истинный Агнец, который должен был претерпеть распятие в пятницу, вошел в Иерусалим именно тогда, когда избирался прообразовательный агнец.

Тропарь праздника

глас 1

Общее воскресение прежде Твоея Страсти уверяя, из мертвых воздвигл еси Лазаря, Христе Боже. Темже и мы, яко отроцы победы знамения носяще, Тебе победителю смерти вопием: осанна в вышних, благословен Грядый во имя Господне.

Тропарь праздника

глас 4

Спогребшеся Тебе крещением, Христе Боже наш, безсмертныя жизни сподобихомся Воскресением Твоим, и воспевающе зовем: осанна в вышних, благословен Грядый во имя Господне.

Кондак праздника

глас 6

На престоле на Небеси, на жребяти на земли носимый, Христе Боже, Ангелов хваление и детей воспевание приял еси, зовущих Ти: благословен еси, Грядый Адама воззвати.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *