Название местности «Новая слобода» указывает на то, что при своём основании она находилась за чертой города, являясь продолжением Большой и Малой Дмитровской слобод вдоль одноимённой дороги на Дмитров. Время первоначального устроения церкви святого Николая Чудотворца неизвестно, но предполагается, что она существовала ещё в XVII веке.
1625 год — первое упоминание о церкви в делах патриарших приказов. В народе храм называли «Николой под вязками», по-видимому, указывая на вязы, окружавшие храм. В первое время существования храма его прихожанами были местные разночинцы.
В 1631 году в приходе числилось 26 дворов. Год начала строительства каменной церкви во имя Смоленской Божией Матери точно неизвестен. На западной стене ныне разобранной трапезной находилась плита надгробия священника Кирилла Феодотова с надписью, свидетельствующей о том, что священно-иерей Кирилл Феодотов служил при Николаевской, что в Новой слободе, церкви 40 лет, с 1672 года по 1712 год и при нем церковь была отстроена. Главный престол во имя Божией Матери Смоленской был освящен в 1703 году. Храм был двусветным, квадратным в плане и имел размеры 4×4 сажени.
1703 год — храм св. Николая был полностью перестроен и освящен. Главный престол церкви был освящен во имя Смоленской иконы Божьей Матери, при нём – придел св. Николая Чудотворца. Полностью храм был закончен не позднее 1712 году, так как в этом году умер настоятель – о. Кирилл Феодотов, занимавшийся строительством храма (похоронен возле трапезной и колокольни). К этому времени в приходе числилось уже 116 дворов.
В 1739 году появляется одно из первых упоминаний храма св. Николая на карте Москвы — Плане Императорского Столичного города Москвы архитектора Иванан Мичурина. (На карте здание храма выделено красным овалом).
В середине XVIII века была построена колокольня, на что имеется указание в Метрике на церковь. В числе колоколов, висевших на ней, находился колокол весом 105 пудов 13 фунтов (будничный), древний, как гласила на нем надпись, вылитый в 1750 году мая 3 дня. Лил этот колокол Константин Николаев Слизов, знаменитый в свое время мастер, отливший большой Успенский колокол на Ивановской колокольне. В дореволюционных изданиях указывалось, что колокольня до перестройки славилась величественностью и красотой, точной ее копией была колокольня Николаевской, в Драчах, церкви. В храме тогда же был устроен высокий четырехъярусный иконостас.
Прежнее количество людей существовавший храм вмещал вполне свободно до начала XIX века, когда ситуация начала меняться. В это время в Новой слободе селятся ремесленники-каретники, имевшие рабочих нередко по 200-300 человек, которые жили у своих хозяев и посещали приходскую церковь, вследствие чего в ней становилось тесно. Кроме того, Николаевский храм посещали крестьяне, приезжавшие с возами на местный рынок, отчего в праздничные дни церковь уже не могла вместить всех богомольцев, так некоторые из них были вынуждены стоять на улице.
1809 год — на средства Натальи Владимировны Шереметевой был выстроен и освящён в честь Зачатия Иоанна Предтечи второй придел.
В 1812 году храм не горел, но в нем был устроен склад провианта. Храм ремонтировали в 1820-х годах, тогда же сделали новые решетки на окнах.
В 1860-х годах возникла первая идея расширения храма. Тогда же улица Долгоруковская получила своё название (в честь покойного московского генерал-губернатора князя Владимира Андреевича Долгорукова) и стала застраиваться доходными домами. Храм тем временем ветшал и требовал срочного ремонта: в нём появлялись серьёзные трещины и даже провалы. Первоначально у причта было намерение полностью перестроить Никольскую церковь, создав совершенно новую постройку и поставив алтари придельных храмов рядом с алтарём главного храма. Однако на этот план наложило запрет Московское Археологическое общество (МАО). В результате был принят проект архитекторов Н.С. Курдюкова и С.Ф. Воскресенского, согласно которому главный храм оставался нетронутым, зато трапезная и колокольня выстраивались заново.
В 1863 году перекрыли трапезную и главы белым железом.
В 1873 году проводили ремонт фасадов, ремонт полов (покрытие из чугунных плит было заменено на подольский мрамор), а также выполнили новый резной иконостас главного храма, промыли и установили в нем иконы конца ХVII и начала XVIII веков. Резьбу иконостаса изготовил известный мастер А.М. Астафьев.
В 1874 году были построены деревянные дома церковного причта, сохранявшиеся до советского времени.
В 1882 году была выстроена новая ограда по Долгоруковской улице. Облик Николаевской, в Новой слободе, церкви запечатлен фотографией 1882 года, опубликованной в издании Н.А.Найденова «Москва. Соборы, монастыри и церкви».
В 1887 году Академией художеств по заданию Императорского археологического общества на церковь составлялась Метрика. В подробном описании указаны детали внутреннего устройства, даты ремонтов, поновлений иконостасов, описание колоколов и пр. К метрике были приложены чертежи фасадов и разрезов церковного здания, дающие очень точное представление о характере архитектуры здания до его перестройки.
По исповедным ведомостям конца XIX века в приходе церкви Святителя Николая, что в Новой слободе, состояло 140 —144 двора и 2500 —2800 прихожан.
1899 год — настоятель протоиерей Петр Васильевич Приклонский и церковный староста московский купец К.Г. Григорьев подали прошение в Московскую духовную консисторию «о возобновлении колокольни и приделов при существующем храме Святой и Чудотворной иконы Смоленской Божией Матери». С разрешения Императорского Московского археологического Общества и с благословения Митрополита Московского Владимира было, разрешено приступить к сооружению новой трапезной с двумя приделами. Первоначально предполагалось поставить алтари придельных храмов в одном ряду с алтарем главного храма, но Императорская Археологическая Комиссия, не позволила перестраивать главный храм во имя Смоленской Божьей Матери, так как он был «одним из стариннейших московских храмов и не подвергался перестройке со времени своего основания». Именно эта церковь была изображена на картине В.И. Сурикова «Боярыня Морозова».
24 января 1903 года — по указу Московской Духовной Консистории были начаты работы по постройке новых трапезной, приделов и колокольни. Работы начались торжественным богослужением в марте 1903 года. Строительством руководил архитектор И.С. Курдюков. Всеми работами руководила специально созданная Строительная комиссия во главе с председателем настоятелем протоиереем П.В. Приклонским, членами ее были священник иерей Виктор Иванович Кедров; церковный староста, московский купец К.Г. Григорьев; известный землевладелец Н.Я. Пыхов и М.Н. Грибков, бывший долгое время церковным старостой в одном из московских приходов. Большой колокол поместили на временно устроенной звоннице. В основания новой трапезной были положены медно-вызолоченные закладные доски. К концу 1903 года новое здание трапезной с двумя приделами было окончено постройкой.
15 января 1904 года был освящен Зачатьевский придел, а 8 ноября 1904 года — Никольский. Обширная трапезная получила размеры 10 саж. 2 арш. 12 вер. в длину; 13 саж. в ширину и 6 саж. в высоту, так что храм, вмещавший прежде не более 500 человек, после перестройки мог вместить более 2000 человек. Своды трапезной, выполненные по проекту А.Ф. Лолейта, стали техническим новшеством (возможно первым в России) — они представляли железобетонное перекрытие двоякой кривизны. Храм освещался 14 большими окнами. В приделах были установлены новые иконостасы работы И.М. Фролова, по стилю согласованные с иконостасом главного храма, и выполненные по моде того времени из мрамора; при этом иконы в них остались старые. Поверхность фасадов колокольни и трапезной были богато декорированы различными элементами из фигурного кирпича, формы которых заимствованы у произведений русского зодчества второй половины XVII века. При перестройке была расширена первоначальная арка, отделявшая главный храм от трапезной. На окнах были установлены железные решетки ажурной работы Бордорф, вместо подоконников вставлены мраморные плиты. Пол в трапезной и обоих приделах сделан из метлахских плиток, солея и ступени были облицованы серым мрамором. В храме было устроено пароводяное отопление известной фирмой «Залесский и Чаплин». Под храмом — обширное подвальное помещение для склада материала для отопления и других потребностей.
В 1905 году была построена новая колокольня. Подрядчиком был крестьянин владимирской губернии В.П. Низов. Высокая пятиярусная колокольня была спроектирована с повторением приемов шатровых и ярусных звонниц XVII века. Могучие, прямоугольные в плане ярусы, несут два яруса звона с высокими арочными проемами, вся композиция увенчана изящным шатровым верхом, на котором находились ныне утраченные главка с крестом. В декоре использованы полуколонки, нишки-ширинки, арочки, пояса, карнизы и другие детали. Внутреннее помещение нижнего яруса звона представляет полый граненый объем с винтовой лестницей, идущей по стене.
Важным явлением в истории прихода стала его благотворительная деятельность. 8 октября 1904 года в ознаменование рождения Наследника Российского Престола, Цесаревича и Великого Князя Алексия Николаевича, было основано Московское епархиальное св. Алексия Братство призрения бесприютных детей. Мужской и женский приюты с типографией и переплётной мастерской, где училось 20 детей. Изначально приют и мастерская находились в здании Саввинского подворья на Тверской улице, однако со временем возникла необходимость их перевода в другое место из-за слишком большой арендной платы.
В августе-сентябре 1912 года — Московское епархиальное св. Алексия Братство призрения бесприютных детей и мастерская были переведены в церковный дом, оставшийся после покойного Истрина – дьякона церкви св. Николая Чудотворца в Новой слободе. Здесь же по желанию прихожан была открыта и церковно-приходская школа. Сформировавшийся комплекс благотворительных организаций финансировался приходским попечительством о бедных.
В 1913 году был осуществлен ремонт главного алтаря церкви под надзором местного благочинного и архитектора С.М. Ильинского.
После революции храм св. Николая Чудотворца не избежал участи остальных московских храмов. Среди трагических событий в истории Русской Православной Церкви начала 1920-х годов прошлого века особое место занимает кампания по изъятию церковных ценностей. Эта насильственная акция осуществлялась советской властью под прикрытием демагогических лозунгов о необходимости конфискации церковного золота для спасения жертв страшного голода, обрушившегося на страну в 1921 году.
В 1922 году из храма было вывезено 17 пудов 8 фунтов золотых и серебряных. Пострадал и настоятель храма, протоиерей Виктор Кедров. В том же 1922 году он был осуждён на I процессе московского духовенства и мирян и приговорён к пяти годам лишения свободы.
1929 год — храм впервые попытались закрыть, о чём отрапортовал журнал «Деревенский безбожник»: «В Москве, по Каляевской улице, закрывается церковь Николы». Несмотря на это сообщение, церковь устояла и ещё семь лет действовала.
В 1930 году Моссовет планировал снос церкви Святителя Николая на Каляевской улице для освобождения площадки по запросу Химико-технологического института.
1934 год — храм попал в руки обновленцам, которые перешли сюда после закрытия принадлежавшего им храма святых Петра и Павла на Басманной улице во главе со своим лидером – «митрополитом» Александром Введенским.
1936 год — Никольский храм был закрыт и приспособлен для конторских нужд Треста строительства набережных. В этом же году Моссовет распорядился устроить в храме Центральный антирелигиозный музей.
В 1936 — 1937 годах здание церкви было перестроено под Центральный антирелигиозный музей, который ранее размещался в Страстном монастыре, предназначенном под снос. При перестройке восточная часть церкви вошла в новое пятиэтажное здание, алтарные выступы храма и приделов сохранялись в уровне подвала. К трапезной с приделами и колокольне пристроены современные объемы лестниц. Внутри пятиэтажной части комплекса сохранились некоторые части старого храмового здания (например, пол, выложенный метлахской плиткой) и даже несущие элементы (два столпа). Проект перестройки был выполнен архитекторами архитектурно-планировочной мастерской № 3 Отдела проектирования Моссовета. Предположительно, автором проекта был архитектор, инженер-строитель Соколов Константин Михайлович, чья подпись имеется на чертежах. Внутренние помещения были разделены новым перекрытием на два этажа. По проекту виден характер работ и степень сохранности стен церкви в реконструируемом здании. Тогда же были выполнены проекты проведения водопровода, канализации, отопления и вентиляции реконструированного здания Центрального антирелигиозного музея. В ГНИМА им. А.В.Щусева сохранились обмерные чертежи окон храма с наличниками в виде затейливых завитков, включенных в дореволюционную подборку уникальных архитектурных деталей. В фототеке музея имеется большая подборка фотографий 1920-х гг., зафиксировавших как детали фасадов, так и виды интерьера храма.
1942 год — Центральный Антирелигиозный Музей переименовывается в Центральный музей истории религии и атеизма (не путать с ленинградским, носящим такое же название). Но в период Великой Отечественной войны наступает некоторое улучшение в отношениях Государства и Церкви, меняется политическая ситуация, а вслед за этим и судьба музея. Часть экспонатов возвращается храмам.
В период 1941—1945 гг. экспозиции музея были свернуты, здание превращено в общежитие МПВО; осуществлялось только хранение экспонатов.
1944 год — помещение музея передается комитету кинематографии для киностудии Союзмультфильм, в постановлении СНК по этому вопросу не предусматривалось выделение какого-либо другого помещения взамен изъятого.
10 декабря 1945 года — Постановлением Совнаркома музей передается в ведение АН СССР, с переводом его в церковь Вознесения у Никитских ворот.
С 1937 года по 1947 год в музее хранились мощи святителя Иоасафа Белгородского, перевезенные из музея, находившегося с 1929 года в Страстном монастыре. В 1947 году мощи были перевезены в Ленинград и помещены в запасники Музея истории религии и атеизма в Казанском соборе.
С 1946 года – в здании храма находится киностудия «Союзмультфильм».
20 марта 1947 года во исполнение распоряжения Совета Министров СССР от 14 декабря 1946 г. № 13815-р Президиум Академии наук СССР издает Постановление, подписанное Президентом Академии Наук СССР, академиком С.И.Вавиловым и Академиком-Секретарем Академии Наук СССР, академиком Н.Г.Бруевичем от «О ликвидации Музея истории религии в г. Москве» (Протокол № 3 Распорядительного заседании № 36) в котором прописано следующее: ликвидировать Музей истории религии в Москве, передав экспонаты Музея в Ленинградский Музей истории религии; организовать в составе Института истории сектор по истории религии; предложить Управлению делами закончить перевозку имущества Музея из Москвы в Ленинград и освобождение занимаемых экспонатами Музея помещений к 1 мая 1947 г.
В 1993 году зарегистрирована Община храма святителя Николая Чудотворца, но богослужения долгое время не велись, по большим праздникам у стен церкви проводились молебны.
В начале 2000-х гг. проводилось историко-архитектурное обследование здания, принадлежащего «Союзмультфильму». Специалисты признали культурную ценность за обеими частями постройки – и церковной, и административной. За последней отмечалась архитектурно-художественная ценность как образца «сталинского классицизма 1930-х гг.» и историко-культурное значение, так как здесь на протяжении многих лет творили лучшие советские мультипликаторы (Ю. Норштейн, Ф. Хитрук, В. Котеночкин и др.). Особо отмечалось, что при введении здания в списки выявленных объектов культурного наследия встанет вопрос о его реставрации, что повлечёт за собой массу проблем. Среди них назывались вопросы вынесения алтарных абсид на проезжую часть улицы, слишком большой объём утрат церковной части и необходимость сноса административного здания «Союзмультфильма».
16 ноября 2004 года состоялось заседание рабочей группы экспертной комиссии по недвижимым объектам наследия и их территориям. Рабочая группа выехала на место и постановила «принимая во внимание утрату основного объема храма считать нецелесообразным отнесение его к числу выявленных объектов культурного наследия, отнести [здание] к числу ценных объектов историко-градостроительной среды». В последний рабочий день 2004 года, 30 декабря, решение рабочей группы было подтверждено протоколом пленарного заседания экспертной комиссии по недвижимым объектам наследия и их территориям. Такой статус не даёт церковному зданию должной защиты. Это едва ли не единственный в постсоветское время случай, когда было отказано в постановке под охрану культовых зданий.
16 марта 2005 года (заявитель ООО «Столичный проект», исследователь-докладчик Е.Е.Соловьева, эксперт В.А.Виноградов) был поставлен вопрос об отмене охранной зоны 141, утвержденной ППМ 545 от 7.07.1998, вокруг нескольких ценных зданий по ул. Долгоруковская, в том числе, территории церкви Николая — в связи с отсутствием объектов культурного наследия.
28 декабря 2005 года Протоколом №188 заседания Экспертной комиссии по недвижимым объектам наследия и их территориям здание храма отнесено к объектам историко-градостроительной среды «Храм Николая Чудотворца в Новой Слободе, арх. С.Ф.Воскресенский, Н.С.Курдюков, 1904 г.»
В соответствие с постановлением Правительства Москвы № 706-ПП от 19 сентября 2006 года здание храма находится в границах объединенной охранной зоны №141.
В декабре 2007 года община закрытого храма получила помещение для своих молитв: московские власти приняли решение передать приходу в безвозмездное пользование дом причта на Долгоруковской улице (местные жители до сих пор называют его «архиерейским домом», так как в нём останавливались московские митрополиты, посещавшие Никольскую церковь). В связи с этим отделение милиции, которое располагалось в этом доме с послевоенных времен, было переведено в другое здание.
В декабре 2009 года была подана заявка в Комитет по культурному наследию г. Москвы на постановку на охрану дома дьякона церкви св. Николая Чудотворца в Новой слободе. Дом дьякона Истрина стоит за оградой территории «Союзмультфильма» и является по сути брошенным, все его окна заколочены. Поскольку его основа деревянная, то дом может быть утрачен в результате пожара. Также планировалась новая заявка и на само церковное здание – эти меры должны были обезопасить его от сноса или переделок. Однако, до сих пор заявки так и не были рассмотрены.
5 декабря 2011 года – указом Патриарха Московского и всея Руси Кирилла храм святителя Николая в Новой Слободе передается на попечение и возобновление в нем богослужений Синодальному Миссионерскому отделу РПЦ, а высокопреосвященный Иоанн, архиепископ Белгородский и Старооскольский, назначается настоятелем этого храма.
С 24 декабря 2011 года в доме причта, несмотря на то, что оно нуждалось в капремонте, начались богослужения. Назначен был сюда для ведения регулярных служб священник Игорь Давыдов; из числа прихожан был создан хор.
10 августа 2013 года в день почитания Смоленской иконы Божией Матери, в честь которой был освящен один из приделов храма, впервые с момента закрытия храма в 1936 году в здании «Союзмультфильма» был отслужен молебен. По договоренности с руководством киностудии в дальнейшем каждый месяц такие молебны служились постоянно, а на Пасху, Праздник Крещения Господня и Престольные Праздники проводились крестные ходы вокруг здания.
* При полной или частичной перепечатке материалов ссылка на сайт http://svt-nikolay.moseparh.ru обязательна !
При подготовке данного материала использовались следующие источники:
1. Кадашевские чтения. Сборник докладов на конференции. Выпуск 6. М., 2010. С .287 — 293.
2. Вестник ПСТГУ. II: История. История Русской Православной Церкви. 2006. Вып. 2 (19). С. 179—193.
Сведения по истории строительства находятся в делах фондов Управы благочиния (ф. 105) и Строительного отделения Московской городской управы (ф. 54) Центрального архива Москвы. Метрика церкви находится в фонде Московского Археологического общества (ф. 454), планы церквей и местностей — в фонде Тихомирова (ф. 2134). Сведения по церковному участку и застройке дворов церковного причта, а также по истории перестройки в советское время хранятся в Центральном Архиве научно-технической документации г. Москвы.