1Верую во единаго Бога Отца, Вседержителя, Творца небу и земли, видимым же всем и невидимым. 2И во единаго Господа Иисуса Христа, Сына Божия, Единороднаго, Иже от Отца рожденнаго прежде всех век; Света от Света, Бога истинна от Бога истинна, рожденна, несотворенна, единосущна Отцу, Имже вся быша. 3Нас ради человек и нашего ради спасения сшедшаго с небес и воплотившагося от Духа Свята и Марии Девы, и вочеловечшася. 4Распятаго же за ны при Понтийстем Пилате, и страдавша, и погребенна. 5И воскресшаго в третий день по Писанием. 6И возшедшаго на небеса, и седяща одесную Отца. 7И паки грядущаго со славою судити живым и мертвым, Егоже Царствию не будет конца. 8И в Духа Святаго, Господа, Животворящаго, Иже от Отца исходящаго, Иже со Отцем и Сыном спокланяема и сславима, глаголавшаго пророки. 9Во едину Святую, Соборную и Апостольскую Церковь. 10Исповедую едино крещение во оставление грехов. 11Чаю воскресения мертвых, 12и жизни будущаго века. Аминь.
Символ веры и его значение
Символом веры называется краткое и точное изложение всех главных истин христианской веры. Православным христианином является человек, принимающий все эти истины без изъятия. Символ веры состоит из 12 смысловых частей или членов. Каждый член Символа содержит особую истину (догмат) нашей православной веры.
В 1-ом члене утверждается вера Церкви в Бога Отца, Вседержителя и Творца всего мира, духов-
ного и материального.
Члены со 2-го по 7-ой содержат учение Церкви о Господе и Спасителе нашем Иисусе Христе – Единородном Сыне Божием. Сострадая человечеству, бессильному самостоятельно вернуться в рай, потерянный из-за непослушания Богу, с Небес сошел Спаситель, воплотился и вочеловечился, то есть во всей полноте принял природу человека, стал Человеком.
Этот безгрешный Богочеловек пострадал от грешников, умер на Кресте, воскрес в третий день, и после утверждения Своих учеников в вере, на 40-й день после Своего Воскресения, вознесся на Небо к Престолу Бога Отца, чтобы в будущем вернуться во всей Своей Божественной Славе, воскресить всех умерших людей, совершить окончательный Суд и принять праведников в Свое вечное Царство Славы.
В 8-ом члене утверждается вера в Третье Лицо Святой Троицы – Духа Святого, Который исходит от Отца, Животворящего и говорившего через пророков. Святой Дух является Господом (Богом), почитаемым и прославляемым Церковью одинаково с Богом Отцом и Богом Сыном.
В 9-ом члене свидетельствуется о единстве, святости, соборности и апостольском происхождении Церкви Христовой.
В 10-ом члене выражается вера во единожды совершаемое Таинство Крещения во оставление (прощение) грехов, которое открывает человеку возможность участия в сокровенной жизни Церкви – в Ее Таинствах, главным из которых является Причащение Тела и Крови Христовых.
В 11-ом члене выражается твердая надежда на воскресение всех людей, начало которому положило Воскресение Христа.
В 12-ом члене свидетельствуется о вере в вечную жизнь после всеобщего воскресения и Страшного Суда, когда наступит нескончаемый «будущий век». Тогда воскресшие праведники будут пребывать в постоянном и радостном общении с прославляемым в Троице Богом.
Слово «Аминь» является свидетельством непререкаемой истинности всего сказанного в Символе веры.
История православного Символа веры.
Господь Иисус Христос поручил Своим ученикам благовествовать Истину всем народам (Мф. 28:19). С этого времени для точной передачи истин христианской веры и сохранения их от искажений, составлялись краткие их изложения, называемые символами веры. Единство Церкви, с одной стороны, а также появление разнообразных учений, противоречащих апостольским – с другой, привело к необходимости появления единого общего Символа веры. Этим Символом стал Никео-Цареградский Символ веры, названный так по местам проведения Соборов, на которых он и был составлен и утвержден: I Вселенского – в г. Никее в 325 г., и II Вселенского – в Царьграде (Константинополе) в 381 г. Истинность и неизменяемость текста Символа веры были окончательно утверждены решением III Вселенского Собора в г. Ефесе в 431 г. Христианские сообщества, вносящие изменения в Символ веры, поставили себя вне Вселенского Православия, сохраняющего опыт познания Бога без искажений.
Использованы материалы Отдела религиозного образования и катехизации.