Двунадесятые паздники

Двунадесятые праздники – так называется цикл двенадцати важнейших годовых праздников русского православного литургического календаря. Определение «двунадесятые» происходит от славянского количественного числительного «двунадесять», то есть «двенадцать».

Первый уровень классификации внутри этих праздников – по принадлежности к одному из двух годовых циклов христианского календаря. Девять из двенадцати праздников относятся к так называемому минейному циклу и называются «неподвижными» («непереходящими»), потому что фиксированы лишь по числам месяца вне зависимости от дня недели. К ним относятся: Рождество Пресвятой Богородицы (8/21 сентября), Воздвижение Креста Господня (14/27 сентября), Введение во Храм Пресвятой Богородицы (21 ноября/4 декабря), Рождество Христово (25 декабря/7 января), Богоявление, или Крещение Господне (6/19 января), Сретение Господне (2/15 февраля), Благовещение Пресвятой Богородицы (25 марта/7 апреля), Преображение Господне (6/19 августа) и Успение Пресвятой Богородицы (15/28 августа).

Три других праздника принадлежат к триодному, или пасхально-пятидесятничному, циклу и именуются «подвижными» («переходящими»). Это: Вход Господень в Иерусалим, или Неделя ваий, т. е. «пальмовых ветвей», а в русской традиции – Вербное Воскресенье (совершается в воскресенье, предшествующее Пасхе), Вознесение Господне (сороковой день от Пасхи, всегда в четверг) и День Святой Троицы, или Пятидесятница (50-й день от Пасхи, всегда в воскресенье).

Второй уровень классификации двунадесятых праздников – по доминирующему содержанию. Праздники, посвященные Господу нашему Иисусу Христу, называются господскими, а посвященные Пресвятой Богородице – богородичными. При этом праздник Сретения Господня (т. е. Встречи Господа свв. Симеоном и Анной в Иерусалимском храме) и праздник Благовещения (День Зачатия Господа) имеют в современном русском Уставе двойственный, господско-богородичный, статус.

 

Рождество Пресвятой Богородицы (8/21 сентября). Символично, что первым в годовом круге церковных праздников является Рождество Богородицы. Среди двунадесятых праздников событие Рождения Девы Марии является самым ранним по времени и по порядку.

Рождение Пресвятой Богородицы предсказывалось ветхозаветными пророками и было отмечено рядом чудесных событий, поскольку Божией Матери была отведена важнейшая роль в деле спасения человечества.

Священное Предание доносит до нас описание жизни благочестивой иудейской супружеской пары — святых праведных Иоакима и Анны, у которых до преклонных лет не было детей. Каждый ветхозаветный праведник питал в душе надежду, что от его потомства произойдет Спаситель Мессия. Бесплодие в то время считалось знаком наказания Божия, и потому Иоакиму и Анне приходилось терпеть обиды, пренебрежение и упреки от своих соотечественников. Однажды, когда, согласно Закону Моисееву, Иоаким пришел в Иерусалимский храм, чтобы принести жертву Господу, первосвященник Иссахар отклонил его дары. Со стыдом и печалью Иоаким ушел в горы и молился. Слезно молилась и Анна. В ответ на их молитву им было откровение о рождении у них дочери, Которая будет самой прославленной и возвеличенной Богом. Обрадованные супруги в знак благодарности дали обещание посвятить дитя Богу. Вскоре у них родилась дочь, и назвали Ее Марией, что в переводе с еврейского означает «госпожа».

Значение этого праздника состоит в рождении Преблагословенной Девы Марии, через Которую в мир пришел Христос Спаситель.

 

Воздвижение Креста Господня (14/27 сентября). Святая равноапостольная Елена, мать святого равноапостольного императора Константина, руководя раскопками в Иерусалиме на месте Распятия и Воскресения Спасителя, обрела Честное и Животворящее Древо Креста Господня. Присутствовавший при раскопках патриарх Иерусалимский Макарий, по просьбе множества христиан, пришедших поклониться Святому Кресту, поднял или «воздвиг» Крест, чтобы все могли благоговейно созерцать Его, взывая: «Господи, помилуй». Это знаменательное событие произошло в 326 году. По повелению императора Константина на этом месте около 335 г. был построен большой храмовый комплекс Гроба Господня. День освящения храмов, возведенных возле Голгофы и пещеры Гроба Господня, стал ежегодно праздноваться 13 или 14 сентября с большой торжественностью. Вместе с этим празднованием был установлен праздник Воздвижения Креста Господня. Начиная с VI в., Крестовоздвижение стало постепенно делаться более значительным праздником, чем празднование в честь освящения иерусалимского храма Воскресения. Впоследствии именно Крестовоздвижение стало основным праздником, отмечаемым 27 (14 – по старому стилю) сентября.

Исторически в Римской империи крест был орудием позора и страшной казни. После крестных страданий Христовых, Его смерти и Славного Воскресения для христиан Крест стал символом победы добра над злом, жизни над смертью, напоминанием о бесконечной любви Божией. Крестным знамением (изображением Креста Христова) освящается всё в жизни Церкви и христианина, так как перед Богочеловеком Христом бессильны все силы зла. Вот почему православные христиане чтут Святой Крест, осеняют себя с благоговением крестным знамением, носят его на груди, крестом освящают свои дома и храмы. Символом христианской жизни и выражением надежды на воскрешение из мёртвых является установленный над местом погребения христианина могильный крест.

Крест Христов – основа духовного назидания и утешения христиан. Церковь предлагает верующим Крест для поклонения, чтобы, стоя у подножия Креста, они особо прочувствовали страдания Спасителя и осознали, какой ценой даровано им спасение. В этот день православные христиане скорбят о своих грехах и строго постятся.

 

Введение во Храм Пресвятой Богородицы (21 ноября/4 декабря). Праздник Введения во храм Пресвятой Богородицы был установлен позднее других двунадесятых праздников Церкви. Первые упоминания о богослужебном праздновании этого события из жизни Девы Марии появляются в VIII в. В IX в. этот праздник получил повсеместное распространение. Статус праздника постепенно менялся, и окончательно он вошел в число двенадцати самых значимых праздников только после XIV в.

Праздник Введения во храм Пресвятой Богородицы напоминает нам самые первые годы жизни Девы Марии, когда Её праведные родители Иоаким и Анна привели свою трёхлетнюю дочь в Иерусалим, чтобы посвятить Её служению Богу. В храм вели пятнадцать высоких ступеней. Младенца Марию поставили на первую ступень, и Она быстро, без посторонней помощи, взошла наверх, ко входу во Святилище. Встречавший Её первосвященник по внушению Святого Духа ввёл Деву Марию в главную часть храма, именуемую Святая Святых, в которую сам, согласно Закону Моисея, входил только раз в год. Изумлённый народ тогда не понял, почему Она удостоилась столь высокой чести. Через это событие Бог указал на будущее призвание Девы Марии стать Храмом Божиим – Матерью Богомладенца Христа.

Праздник напоминает каждому христианину о значении храма в деле спасения, а также необходимости христианского воспитания детей. Вся жизнь православного христианина от рождения до смерти должна быть тесно связана с храмом Божиим.

 

Рождество Христово (25 декабря/7 января). Значение Рождества Христова столь велико, что даже ход человеческой истории и летосчисление мы ведем от Рождества Христова. День, предшествующий рождественской ночи, называется Сочельником, по названию постного блюда этого дня – сочива, приготовляемого из меда и пшеницы. До захода солнца и появления первой вечерней звезды, согласно древней церковной традиции, было принято ничего не вкушать, подражая волхвам, претерпевшим многие лишения на пути к Рожденному Царю, а также пастухам, ночью охранявшим свои стада и первым принявшим весть о рождении Божественного Младенца.

Желая спасти человеческий род, Бог стал Человеком и вошел в человеческую историю. Господь Иисус Христос, Спаситель мира, родился от Пресвятой Девы Марии в царствование императора Октавиана Августа в иудейском городе Вифлееме. В то время император повелел сделать всенародную перепись по всей империи, к которой относилась тогда и Палестина. Для переписи люди должны были идти в те места, откуда они были родом. Поэтому Дева Мария и праведный Иосиф Обручник, как происходившие от рода царя Давида, пришли в Вифлеем (город Давида), чтобы внести и свои имена в список подданных кесаря. В Вифлееме они не нашли ни одного свободного места в гостиницах. В пещере, служившей загоном для овец, среди сена и соломы для корма и подстилки скоту, в обстановке, лишенной не только земного величия, но даже обыкновенного удобства, родился Богочеловек, Спаситель мира.

Родившийся смиренный Богомладенец был прославлен ангелами, пастухами и иноземными мудрецами, чудесным образом узнавшими о Его рождении и пришедшими поклониться Ему. Вслед за ними это великое событие человечество торжественно отмечает 7 января (25 декабря по старому стилю).

 

Богоявление, или Крещение Господне (6/19 января) — праздник, установленный в воспоминание Крещения Господа и Бога и Спаса нашего Иисуса Христа святым пророком Иоанном Предтечей в водах реки Иордан. Богоявлением этот праздник именуется потому, что при Крещении Спасителя людям открылась тайна Святой Троицы: Бог Отец возвестил с Небес о Сыне, Бог Сын крестился в священной реке Иордан, а Дух Святой сошел с Небес на Христа в виде голубя, о чем свидетельствуют все евангелисты.

С этого момента начинается открытое служение Господа Иисуса Христа делу спасания человеческого рода. Креститель Господень Иоанн принял от Бога повеление крестить, то есть погружать в воду иудейский народ в знак покаяния. Однако, Христос принял Крещение не потому, что имел нужду в покаянии или очищении. Погружаясь в воду вместе с грешными людьми, Он выразил желание взять на Себя их грехи и даровать им спасение.

В Крещенский сочельник (день накануне праздника Богоявления) принято строго поститься в знак покаяния в грехах. Сочельником этот день назван ради обычая вкушать в вечернее время (после появления первой звезды) постное блюдо — сочиво, приготовленное из пшеницы и меда.

Чин великого освящения воды получил своё название в Иерусалимской Церкви, где в день праздника все выходили на реку Иордан для освящения воды в воспоминание Крещения Спасителя. На Руси этот обряд совпадает с приходом морозов, оттого имеет свою особенность: освящение воды в реках и водоемах совершается в специально сделанной проруби, именуемой иорданью.

 

Сретение Господне (2/15 февраля). В праздник Сретения Господня Церковь воспоминает важное событие земной жизни Господа Иисуса Христа. В сороковой день по Рождестве Богомладенец был принесен Богородицей и праведным Иосифом в Иерусалимский храм — центр религиозной жизни еврейского народа. По Закону Моисееву женщине, родившей младенца мужского пола, в продолжении 40 дней запрещено было входить в храм Божий по причине необходимости очищения после родов. После этого срока мать приходила в храм с младенцем, чтобы принести Господу благодарственную и очистительную жертву. Будучи святой и чудесным образом родив Младенца Христа, Матерь Божия не нуждалась в очищении, однако по глубокому смирению Она исполнила предписание Закона.

В храме Богомладенца Иисуса и Его Пречистую Матерь встретил (по-церковнославянски сретил) праведный старец Симеон, много лет ожидавший этого события по проречению Архангела Гавриила. Симеон принял Богомладенца на руки и возвестил миру об увиденном им Младенце как о Спасителе. Поэтому праведный Симеон и получил наименование Богоприимец. С ним встречала Младенца и святая пророчица Анна.

Сретение Богомладенца Христа святым Симеоном ознаменовало встречу Ветхого Завета, данного для соблюдения еврейскому народу, и Нового Завета Божия, Завета Божественной любви, данного Господом и Спасителем нашим Иисусом Христом всему человечеству.

 

Благовещение Пресвятой Богородицы (25 марта/7 апреля). Согласно Евангелию Архангел Гавриил был послан от Бога в город Назарет к Пресвятой Деве Марии с вестью о том, что от Нее родится Спаситель мира. Пресвятая Дева смиренно приняла эту благую весть как волю Господа и выразила готовность послужить спасению человеческого рода.

Обычно праздник Благовещения приходится на дни Великого поста, реже – на Пасхальную (Светлую) седмицу (неделю). В этот день, по древней русской традиции, после Литургии выпускают на волю птиц. Эта традиция символизирует обретение подлинной свободы человеческим родом через пришествие в мир Христа Спасителя, которое стало возможным благодаря Пресвятой Богородице.

 

Преображение Господне (6/19 августа). Бог-Слово, вторая ипостась Святой Троицы, воплотившись, сделал человеческую природу причастной Божественной природе, что было явлено на горе Фавор, когда Христос в сиянии Неземного света, предстал перед своими ближайшими учениками, укрепив их веру перед предстоящими Крестными страданиями. В этот момент апостолы увидели во Христе Божественную природу и сияние благодати, славу, которая ожидает праведников в Царстве Небесном, и причастниками которой мы можем быть уже здесь, на земле. Это сияние Фаворского света, в церковной традиции изображается в виде светящегося нимба над головой Христа и святых.

Церковь учит, что Господь преобразился, дабы показать будущее преображение нашей человеческой природы и новое благодатное состояние человека, обретаемое им после Воскресения Христа из мертвых.

Не только человек, но и весь мир призван к освящению и преображению. Вся природа вместе с человеком ожидает обновления через благословение Божие. Символом этой надежды является церковный обычай в этот день освящать плоды нового урожая.

 

Успение Пресвятой Богородицы (15/28 августа). После Вознесения Христова Богородица жила в доме любимого ученика Христова, апостола Иоанна, который заботился о Ней, исполняя поручение, данное ему Спасителем (Иоан. 19, 27). Незадолго до кончины Пресвятая Богородица получила весть от архангела Гавриила о Своём скором переселении из земного мира на Небеса. В подтверждение архангел вручил Богородице ветвь райского древа. Перед Её кончиной все апостолы, кроме апостола Фомы, чудесным образом были собраны в Иерусалиме. В самый день Господь Иисус Христос в сопровождении ангелов сошёл с Небес и принял душу Своей Матери. Казалось, Богородица уснула, а не умерла, отсюда и название праздника – Успение.

Оплакав свою разлуку с Матерью Божией на земле, апостолы приступили к Ее погребению. Апостолы несли тело Богородицы по Иерусалиму на погребальном одре и множество людей, прикасаясь к нему, получали исцеление от недугов. Спустя три дня после погребения, в Иерусалим прибыл апостол Фома. Когда апостолы открыли Фоме гробницу для прощания с Богородицей, то нашли в ней одни только погребальные пелены. После этого Сам Господь явился ученикам и удостоверил их в телесном вознесении Пресвятой Девы Марии на Небо.

В Русской Церкви праздник Успения всегда особо почитался верующими, о чём свидетельствует множество главных городских Успенских соборов по всей Руси. Праздник Успения завершает годовой круг двенадцати важнейших церковных праздников.

 

Вход Господень в Иерусалим. За неделю до Святой Пасхи Церковь празднует Вход Господень в Иерусалим, или Вербное воскресенье. Это событие описывают все четыре евангелиста как одно из главных в земной жизни Спасителя.

Сотворив накануне чудо воскресения Лазаря, Христос совершает торжественное вхождение в Иерусалим. Новость о происшедшем чуде воскрешения человека, пробывшего в гробнице уже четыре дня, мгновенно разнеслась по городу и народ восторженно встречал Христа, громко восклицая: «Осанна (Спасение) Сыну Давидову! Благословен Грядущий (Приходящий) во имя Господне!». Люди срезали зеленые пальмовые ветви и постилали их вместе со своими одеждами под ноги Въезжавшему в Святой град Спасителю — так в Древнем Израиле встречали только царей и победителей. Но не для славы пришел Господь накануне еврейской Пасхи в Иерусалим, а для того, чтобы претерпеть Крестную смерть для спасения человеческого рода.

По традиции Святого Града, существовавшей еще до X века, вечером накануне этого праздника происходит торжественное шествие с пальмовыми ветвями из Вифании в Иерусалим. На Руси верующие идут в храм на вечернее праздничное богослужение с веточками вербы. Этим растением заменяют пальмовые ветви, которые не растут в наших краях. Верба распускается раньше всех весной, символизируя победу весны над зимой, что есть образ победы жизни над смертью, данный человечеству в Воскресении Христовом. Отсюда появилось другое название праздника — Вербное воскресение.

 

Вознесение Господне. После Своего Воскресения Господь неоднократно являлся Своим ученикам и апостолам, утверждая их в вере в Своё Воскресение. Готовясь вернуться к Своему Небесному Отцу, Господь Иисус Христос дал ученикам обещание о скором ниспослании им Святого Духа, чтобы завершить дело спасения людей. Затем Он вместе с апостолами взошёл на Елеонскую гору и, благословляя их, стал чудесным образом возноситься от земли на Небо, и «облако взяло Его из вида их». Вознесением завершилось земное служение Сына Божия – Господа нашего Иисуса Христа. Победив смерть Своим Воскресением, Спаситель вознес человеческую природу к Престолу Бога Отца, прославив её Божественной славой.

Вознесение Господа Иисуса Христа на небо служит доказательством того, что всем людям, верующим во Христа, открыт путь к небу. Христос вознесся на небо как первенец из мертвых, явив в Себе начало спасенной и исцеленной Им человеческой природы.

 

День Святой Троицы. На пятидесятый день по Воскресении Христа все двенадцать апостолов вместе с Божией Матерью и другими учениками Христа были в Иерусалиме. Они собрались для молитвы в ожидании исполнения обещания Спасителя о ниспослании им Святого Духа. В третий час дня (по-современному – в девятом часу утра) в горнице, где они находились, с шумом ветра появилось пламя, разделившееся на огненные языки, почившие над каждым апостолом, избранным Господом для проповеди Евангелия. Обетование Спасителя исполнилось, и Дух Святой дал апостолам способности, силу и дар свидетельства о Воскресшем Христе на языках других народов.

День сошествия Святого Духа на апостолов празднуется как день рождения Церкви. Именно в сошествии Святого Духа Церкви была открыта полнота учения о Триедином Боге – Отце, Сыне и Святом Духе. Вот почему праздник Пятидесятницы именуют днем Святой Троицы.

На праздник Святой Троицы в знак обновления жизни благодатью Духа Святого храмы украшаются зелеными ветвями, травой и цветами, а священнослужители облачаются в зеленые богослужебные одежды. Этот обычай связан с обрядами ветхозаветной Пятидесятницы, – принесением Богу зеленеющих начатков жатвы.