О СВЯТОЙ ВОДЕ

 Святая вода – обыкновенная по составу и изначальному происхождению вода (колодезная, родниковая, озерная, речная, водопроводная), которую Бог, в ответ на молитву Церкви, наделяет благодатными и исцеляющими свойствами.

В современной практике Православной Церкви существует два чина освящения воды – великий и малый. Малый совершается на водосвятном молебне в любое время в течение года. Великое водоосвящение совершается лишь дважды в году: в праздник Богоявления, или Крещения Господня, и накануне – в Крещенский сочельник (то есть 18 и 19 января). Этот чин называется великим по особенной торжественности обряда, проникнутого воспоминанием Крещения Господа Иисуса Христа, в котором Церковь видит не только таинственное омовение грехов, но и действительное освящение самого естества воды через погружение в нее Бога по плоти.

Уже в IV веке распространяется представление о воде, почерпнутой в праздник Богоявления, как об обладающей особой святостью. Иоанн Златоуст говорит:

«В этот праздник все, почерпнув воды, приносят ее в дом и хранят весь год, так как сегодня освящены воды; и происходит явное знамение: эта вода в существе своем не портится с течением времени, но, почерпнутая сегодня, она целый год, а часто два и три года остается неповрежденной и свежей».

Святая вода, освящаемая в праздник Богоявления, называется в церковном Уставе «великой святыней». Употреблять ее принято натощак вместе с просфорой после утреннего молитвенного правила с особым благоговением. Вместе с тем, Церковь в случае необходимости не запрещает пить святую, даже крещенскую, воду в любое время суток, в том числе после вкушения пищи.

Сосуд с освященной водой всегда стоит в храме; верующие хранят богоявленскую воду в домах в течение всего года. Освященная на Богоявление вода используется для питья, для помазания больных мест, для окропления людей, храма, домов, различных предметов. В соответствии со словами чинопоследования она воспринимается как «нетления источник, освящения дар, грехов разрешение, недугов исцеление».

Необходимо знать, что купание в освященных водоемах, прорубях на Крещение является лишь традицией, никакого очищения от грехов оно не несет и не является заменой Таинству Покаяния (Исповеди). В дни церковных праздников христиане стараются исповедоваться, участвовать в богослужениях и главном Таинстве Церкви – Святом Причащении.

 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *