История празднования
Праздник Пасхи установлен святыми апостолами. В первые века христианства Пасху праздновали не везде в одно и то же время. Но на I Вселенском соборе (325 г.) было определено праздновать Пасху повсеместно после весеннего равноденствия в первое воскресение после полнолуния, в пределах между 4 апреля и 8 мая по новому стилю, чтобы христианская Пасха всегда праздновалась после иудейской.
К празднованию Пасхи Церковь готовит верующих семинедельным Великим постом- временем покаяния и духовного очищения.
Само празднование начинается с участия в пасхальном Богослужении. Слова «Христос воскресе!» и «Воистину воскресе!» в дни празднования Пасхи заменяют обычные приветствия. По традиции празднования светлого Христова Воскресения верующие приносят на освящение пасхальные куличи, яйца и творожные пасхи.
Празднование продолжается до сорокового дня- ровно столько, сколько Господь Иисус Христос являлся Своим ученикам до Своего Вознесения. В Богослужебной традиции Православной Церкви каждый воскресный день отмечается как малая Пасха.
Значение празднования
Слово «Пасха» происходит от еврейского песах (прохождение мимо). Этим словом именовался в Ветхом Завете праздник, посвященный исходу евреев из египетского плена.
Воскресение Христово воспринимается христианами как Новая Пасха или Новый Исход: от смерти к Жизни, и от земли к Небу. Сойдя Своей Душой в ад (мир мёртвых), Сын Божий встретил там души первых людей- Адама и Евы, а также души всех, кто ожидал Его пришествия, и освободил их от власти смерти и ада, открыл им врата рая.
Бог стал человеком, умер на Кресте и воскрес во плоти, чтобы ни один человек не оказался вдали от Бога, чтобы вся жизнь людей, их страдания и даже смерть стали возможностью встречи с Богом, чтобы они наполнились смыслом и ценностью соучастия в Жизни, Смерти и Воскресении Спасителя.