Посты

   В Евангелии много эпизодов, когда Христос обличал фарисейское, рабское следование Закону, называя фарисеев лицемерами и даже «гробами окрашенными», подчеркивая этим, что главное — не слепое следование форме, а обращение к Богу, живая связь с Ним. Так вот, пост — это не диета, цель которой изменение определенных физических качеств человека. И не свод каких-то кулинарных, пищевых, физиологических ограничений человека. Это вообще ни в коем случае не совокупность каких-то жестких, непонятных предписаний, которые превосходят всякие человеческие возможности. Пост — не обряд и не форма. Пост — это средство стяжания любви к Богу, к людям, к природе. Человек постится для того, чтобы заново ощутить любовь Божью, для того, чтобы почувствовать, что этот мир состоит не только из наших желаний, вожделений, животных инстинктов, нет. У Фейербаха была такая фраза: «Человек есть то, что он ест». Так вот, пост доказывает, что человек много больше, что он существо духовное, что он способен преодолеть те желания, страсти, инстинкты, которые часто владеют им.

   И пост для того и возник, чтобы восстановить эту правду о человеке. Правду о том, что человек — высшее творение Создателя, соединяющее в себе не только физический мир, но и духовный. И это восстановление истинной, духовной природы человека происходит путем преодоления им своих физических потребностей.

митрополит Белгородский и Старооскольский Иоанн. «Любовь долготерпит»

Русской Православной Церковью установлены многодневные и однодневные посты.

Многодневных постов четыре: Великий пост, Петров (Апостольский) пост, Успенский пост, Рождественский (Филиппов) пост.

Однодневные посты приходятся на среду и пятницу, в воспоминание о том, что в среду Иуда предал Христа, а в пятницу Христос принял крестную смерть. Кроме того, однодневные посты установлены накануне праздника Крещения, т.е. 18 января; в день Усекновения главы Иоанна Предтечи, 11 сентября; и в день Воздвижения Креста Господня, 27 сентября.