СВЯТОЙ РАВНОАПОСТОЛЬНЫЙ КНЯЗЬ ВЛАДИМИР (28 июля )

 Святой равноапостольный Владимир (в Крещении Василий) – киевский великий князь, инициатор Крещения Руси, поворотного события для истории нашей страны. Память равноапостольного князя Владимира празднуется ежегодно 28 июля и в этот же день Православная Церковь отмечает День Крещения Руси.
Владимир – сын великого князя Святослава Игоревича и внук святой равноапостольной великой княгини Ольги, родился около 960 года. В 972 году князь Владимир вступил на новгородский престол; в 978 году отвоевал Киев у своего старшего брата – Ярополка. В народе он прославился как завоеватель земель. Владимир подчинил и обложил данью многие соседние племена: вятичей, радимичей, ятвягов; совершил поход против волжских булгар, завершившийся заключением долгосрочного русско-булгарского мира; защищал границы государства от набегов печенегов. Князь расширил пределы Руси от Балтийского моря на севере до реки Буг на юге.
До принятия Святого Крещения Владимир был убежденным язычником. Летописцы не жалеют черных красок, изображая князя той поры. Он был жесток, злопамятен и вообще наделен самыми разными пороками, среди которых, прежде всего, называют непомерное сластолюбие – у князя было несколько жен и множество наложниц в разных городах.
Вскоре после вступления на Киевский престол Владимир провел «языческую религиозную реформу». Он установил рядом с княжеским двором идолов, перед которыми совершались жертвоприношения, в том числе человеческие. Аналогичные действия были предприняты и в других городских центрах Руси. В годы его правления приняли мученическую смерть за Христа варяги Феодор и сын его Иоанн. Как считают многие исследователи, именно это событие подвигло великого князя задуматься, истинна ли языческая вера.
История обращения Владимира изложена в «Повести временных лет» в виде «Сказания об испытании (или выборе) вер». Из всей совокупности данных Крещение великого князя и его деятельность по христианизации Руси предстает как сознательный, целенаправленный выбор, обусловленный как личными религиозными исканиями Владимира, так и совокупностью внутренних (неудовлетворительность язычеством и в религиозном отношении, и в качестве государственно-консолидирующего идеологического фактора) и внешних (необходимость вступления Руси в семейство христианских держав) политических причин.
Великий князь созвал в Киев представителей разных вероучений: мусульман из волжских булгар, немцев-католиков, хазарских иудеев и православных греков. Каждый из них описал Владимиру достоинства своей веры, и великий князь сделал выбор в пользу православия.
В 988 году князь Владимир принял Святое Крещение с именем Василий. Произошло это, по разным данным, либо в византийской Корсуни (Херсонесе), либо в Киеве.
После своего обращения князь начал активно бороться с язычеством и предпринял первые шаги по христианизации Руси. По его приказу были разрушены языческие капища в столице. Греческие священники крестили вначале сыновей Владимира, дружину и бояр, а затем и всех киевлян. В ближайшие годы массовые крещения прошли в Ростове, Суздали, Муроме, Полоцке, Владимире Волынском, Смоленске, Пскове и других крупных городах. Принятие новой, единой, веры стало серьезным толчком к объединению русских земель.
Развернулось деревянное и каменное храмостроительство. В 990/91 году Владимир заложил в Киеве каменную церковь Пресвятой Богородицы Десятинную, для возвещения которой были приглашены греческие мастера и которой были переданы иконы, церковная утварь и мощи святых Климента, папы Римского, и его ученика Фива, вывезенные князем из Корсуни. После освящения церкви в 996 году, туда перенесли мощи великой княгини Ольги, бабушки князя Владимира Святославича. Здесь же позже святой Владимир похоронил свою жену Анну. С этой церковью связана важнейшая церковно-административная реформа князя Владимира – установление церковной десятины.
В сфере церковного суда оказалось брачное и семейное право, преступления против нравственности, ведовство, суд над т. н. церковными людьми. Крайне важным делом было обеспечение Церкви русскими священнослужителями, для чего князь отбирал детей знати и отдавал их «на учение книжное».
Во время своего правления Владимир, по примеру Византии, начал чеканить монеты – впервые на Руси. Их делали из золота и серебра, и назывались они, соответственно, «златник» и «сребреник». На монетах изображался князь, сидящий на престоле, и было написано: «Владимѣръ на столѣ», что в переводе значит «Владимир на престоле».
Важнейшей заботой великого князя была организация устойчивой обороны южных подступов к Киеву от печенежских набегов. Владимир предпринял строительство по берегам притоков Днепра грандиозной фортификационной системы, которая состояла из крепостей («градов»), соединенных сплошными земляными валами с деревянным тыном и населявшихся людьми, выведенными со всех концов Руси. Оборона становится поистине государственным делом, общим для всех населяющих Русь славянских и неславянских племен.
Принятие христианства совершенно изменило самого Владимира. Летопись и княжеское Житие более всего отмечают его исключительное милосердие и нищелюбие. По его приказу была организована раздача продовольствия и денежной милостыни на княжеском дворе; продовольствие также развозилось по городу для тех, кто по болезни не мог сам явиться к раздаче. Мних Иаков, автор «Памяти и похвалы князю Владимиру», пишет: «Не в Киеве одном, но по всей земле Русской – и в городах, и в селах – везде милостыню творил, нагих одевая, алчущих насыщая, жаждущих напояя, странников одаривая милостью, церковников почитая, и любя, и милуя, подавая требуемое, нищих, и сирот, и вдовиц, и слепых, и хромых, и больных – всех милуя и одевая, и насыщая, и напояя. И так пребывал князь Владимир в добрых делах…» Великий князь Владимир скончался после болезни 15 июля 1015 года (28 июля по новому стилю). Его похоронили в основанной им Десятинной церкви Успения Пресвятой Богородицы в Киеве, при огромном стечении народа, оплакиваемый всеми киевлянами – и боярами, и убогими, малыми и великими. «И плакали о нем бояре как о заступнике земли, бедные же как о своем заступнике и кормильце…»
Точных данных о начале церковного почитания (и формальной канонизации, если такая была) князя Владимира нет. Возможно, Владимир первоначально поминался вместе со своими сыновьями, святыми Борисом и Глебом. Первые надежные сведения об общецерковном почитании Владимира как святого равноапостольного относятся к XIV веку: все Прологи и богослужебные книги того времени имеют память святого князя Владимира под 15 июля.

(3)

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *