Память обновления (освящения) храма Воскресения Христова в Иерусалиме (Воскресение слову́ щее) (26 сентября)

Праздник установлен в память завершения строительства и обновления (то есть освящения) Храма Воскресения Христова в Иерусалиме, более известного в настоящее время как Храм Гроба Господня. Это главный храм христианского мира, где заключены две святыни и свидетельства Воскресения Иисуса Христа – Голгофа и Гроб Господень, а также другие святые места, связанные с искупительной жертвой Спасителя, Его Крестными страданиями и Воскресением.

В 325–326 годах святая равноапостольная царица Елена, мать святого императора Константина, совершила паломничество в Палестину, посетив места земной жизни Спасителя и предприняв разыскания Его священных реликвий. Царица Елена обрела Честной и Животворящий Крест Господень, обнаружила места Распятия и погребения Иисуса Христа (в то время на них стояли языческие храмы Венеры и Юпитера). Император Константин приказал разрушить языческие капища и возвести над Гробом Господним величественный храм. Император руководил работами через Иерусалимского епископа Макария, он распорядился вести строительство, не считаясь с затратами, чтобы этот храм был «…великолепнее всех храмов, где-либо существующих и чтобы другие здания при храме были гораздо превосходнее самых прекрасных по городам строений».

Через десять лет строительство было завершено и 13 (26 по новому стилю) сентября 335 года в Иерусалиме при большом стечение епископов состоялось освящение Храма Воскресения Христова; в праздничное торжество в честь Обновления, как дополнительное, вошло и воспоминание обретения святого Креста Господня (нынешний праздник Крестовоздвижения). Уже в конце IV веке праздник Обновления был в Иерусалимской Церкви одним из трех главных праздников наряду с Пасхой и Богоявлением. Он отмечался в продолжение восьми дней; каждый день совершалась Божественная литургия; храмы украшались так же, как на Богоявление и на Пасху; на праздник в Иерусалим приходило множество паломников, в т. ч. и из отдаленных областей – Месопотамии, Египта, Сирии; совершалось таинство Крещения; народу для поклонения выносился Крест Господень.

Постепенно древняя иерусалимская литургическая традиция, в том числе торжество Обновления, частично утрачивается, чему способствовало нашествия персов на Палестину и разграбления ими Иерусалима в 614 году. Воздвижение Честного и Животворящего Креста, как событие универсальное и не столь сильно связанное с конкретным географическим местом, становится более значительным, основным праздником и получает широкое распространение на Востоке. Праздник же Обновления иерусалимского храма Воскресения, хотя и сохранился в богослужебных книгах вплоть до настоящего времени, сделался предпраздничным днем перед Воздвижением.

В России праздник получил второе именование – Воскресение словущее. Словущее – означает «так называемое» (от глагола «слыть» – быть известным). Это отличает его от главного праздника в христианстве – Воскресения Христова (Пасхи). Посвященные этому торжеству храмы носят название церкви Воскресения Словущего. По сложившейся традиции на престольный праздник (26 сентября) в этих храмах совершается богослужение по Пасхальному чину, как в Светлую седмицу

 

(3)

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *