ВОЗНЕСЕНИЕ ГОСПОДНЕ (17 мая)

 Вознесение Господа Иисуса Христа на небо – одно из главных событий Священной истории, после него видимое земное присутствие Христа уступает место Его невидимому пребыванию в Церкви. Этому событию посвящен одноименный двунадесятый Господский праздник. Будучи хронологически связанным с Пасхой, Вознесение относится к числу переходящих, или подвижных, праздников, не имеющих фиксированной даты. Оно всегда приходится на сороковой день по Воскресении Христовом, то есть на четверг шестой недели по Пасхе. В 2018 году отмечается 17 мая.

Событие Вознесения подробно описывается в Евангелии от Луки и Деяниях святых апостолов. Согласно этим повествованиям, после Своего воскресения из мертвых, Спаситель неоднократно являлся ученикам, укрепляя в них веру, открывая тайны Царства Божия и подготавливая к принятию обетованного Святого Духа. Наконец, по прошестви сорока дней, Иисус Христос повелел ученикам не отлучаться из Иерусалима и ждать обещанного от Отца, а после вывел их из города в маленькое селение Вифанию на гору Елеон. Подняв руки, Господь преподал апостолам Свое благословение и стал отдаляться от них и возноситься на небо. В Деяниях святых апостолов уточняется, что во время Вознесения Спаситель был сокрыт облаком, после чего изумленным взорам учеников явились «два мужа в белой одежде» — они возвестили грядущее Второе пришествие Христа: «Мужи Галилейские! что вы стоите и смотрите на небо? Сей Иисус, вознесшийся от вас на небо, придет таким же образом, как вы видели Его восходящим на небо» (Деян. 1:9-11). Ученики, исполненные радости и благоговения, вернулись в Иерусалим, где через несколько дней на них сошел Святой Дух. Церковное Предание свидетельствует о присутствии Богородицы при Вознесении Господнем, что нашло свое отражение в иконографии праздника – в центре композиции традиционно изображается Пресвятая Дева.

После Своего Вознесения Христос не оставил мира, но пребывает в нем в Святом Духе, Которого Он послал от Отца. Через действие Святого Духа Его невидимое присутствие сохраняется в таинствах Церкви, особенно же в таинстве Евхаристии. Об искупительном значении Вознесения говорится в Послании к евреямл апостола Павла. Искупление завершилось после того, как распятый и воскресший Христос, вознесшись, восшел со Своей кровию в небесное святилище: «Христос вошел не в рукотворенное святилище, по образу истинного устроенное, но в самое небо, чтобы предстать ныне за нас пред лице Божие».

В чем же духовный смысл Вознесения Господня? Во-первых, Своим Вознесением, по учению Церкви, Христос как бы проложил дорогу всем идущим за Ним и всем верующим в Него. Вот как пишет об этом святитель Димитрий Ростовский: «Вознесся Господь от нас на небо для того, чтобы устроить нам путь на Небо и быть нашим путеводителем в горние страны… Прежде никто не мог взойти на небо, хотя бы он был и праведным, и святым. Угоден Богу был Ной. Праведны были Авраам, Исаак, Иаков… Однако никто из них до Христа не мог взойти на небо и никто даже не слышал, есть ли, будет ли для людей путь к небесам. Когда же Господь наш, облекшийся в человеческое естество, взошел на небо, тотчас явил для всего рода человеческого путь к небесам. По нему пошли вслед за Христом изведенные из ада души святых праотцев и пророков. Им взошли апостолы, святители, мученики и исповедники. Им и ныне восходят достойные и праведные люди, следующие по стопам Христовым. Для всех ныне известен путь к небесам, о котором прежде и не слышно было, только, о люди, не ленитесь восходить им».

Во-вторых, важнейшим следствием Вознесения Господня стало то, что с отмеченного момента человеческая природа получила прославление, полное участие в Божественной жизни и вечном блаженстве. Прославленная и обоженная плоть Иисуса Христа оказалась вознесена на Небо, сделавшись причастной славе и величию Сына Божия. Христос пребывает Богочеловеком вовеки и во второй раз придет на землю таким же образом, каким взошел на небо, но уже «с силою и славою великою» (Мф. 24:30; Лк. 21:27). Вознесение Господне имеет непреходящую роль и как образ обожения каждого верующего во Христа. Как говорит блаженный Августин: «Воскресение Господа есть наша надежда. Его вознесение есть наше прославление. Земное тело взято на небеса, кости, недавно заключенные в тесном гробе, вознесены сонмом ангелов. Смертная природа пересаждена в недра бессмертия. Итак, Господь и Спаситель наш Иисус Христос прежде висел на Кресте, а ныне восседит одесную Отца. Когда был на Кресте, дал за нас цену Искупления; когда вознесся – привлек к Себе то, что искупил».

Кроме того, это событие напрямую связано с обещанным Иисусом ниспосланием на апостолов Святого Духа, которое и осуществилось спустя десять дней после Вознесения – в праздник Пятидесятницы; такое ниспослание Духа имело своим таинственным условием Восшествие Христа на Небо, к Отцу. Если бы Господь не вознесся, Дух не был бы послан к верующим в Спасителя.

Говоря об истории возникновения этого праздника, стоит отметить, что до IV века воспоминание событий Вознесения и Пятидесятницы не разделялось. При этом Пятидесятница понималась как особый период церковного года, наступающий после Пасхи, а не как отдельный праздничный день. Однако уже во второй половине IV века Вознесение Господне выделилось в отдельное от Пятидесятницы торжество именно на сороковой день после Пасхи. Об этом свидетельствуют, например, проповеди святителей Григорий Нисского и Иоанна Златоуста. Праздник Вознесения быстро получил повсеместное распространение и вошел в число важнейших событий годичного богослужебного круга.

Богослужение праздника представляет собой торжественное всенощное бдение с литией, чтением ветхозаветных паремий и полиелеем. В день Вознесения утром совершается Божественная литургия. Священнические облачения в Вознесение Господне – белые.

Тропарь Вознесения
глас 4
Вознеслся еси во славе, Христе Боже наш, радость сотворивый учеником, обетованием Святаго Духа, извещенным им бывшим благословением, яко Ты еси Сын Божий, Избавитель мира.

Кондак Вознесения
глас 6
Еже о нас исполнив смотрение, и яже на земли соединив Небесным, вознеслся еси во славе,
Христе Боже наш, никакоже отлучаяся, но пребывая неотступный, и вопия любящим Тя:
Аз есмь с вами, и никтоже на вы.

Величание
Величаем Тя, Живодавче Христе, и почитаем еже на Небеса с пречистою Твоею Плотию
Божественное вознесение.

АПОСТОЛ

Первую книгу написал я к тебе, Феофил, о всем, что Иисус делал и чему учил от начала до того дня, в который Он вознесся, дав Святым Духом повеления Апостолам, которых Он избрал, которым и явил Себя живым, по страдании Своем, со многими верными доказательствами, в продолжение сорока дней являясь им и говоря о Царствии Божием. И, собрав их, Он повелел им: не отлучайтесь из Иерусалима, но ждите обещанного от Отца, о чем вы слышали от Меня, ибо Иоанн крестил водою, а вы, через несколько дней после сего, будете крещены Духом Святым. Посему они, сойдясь, спрашивали Его, говоря: не в сие ли время, Господи, восстановляешь Ты царство Израилю? Он же сказал им: не ваше дело знать времена или сроки, которые Отец положил в Своей власти, но вы примете силу, когда сойдет на вас Дух Святый; и будете Мне свидетелями в Иерусалиме и во всей Иудее и Самарии и даже до края земли. Сказав сие, Он поднялся в глазах их, и облако взяло Его из вида их. И когда они смотрели на небо, во время восхождения Его, вдруг предстали им два мужа в белой одежде и сказали: мужи Галилейские! что вы стоите и смотрите на небо? Сей Иисус, вознесшийся от вас на небо, придет таким же образом, как вы видели Его восходящим на небо. Тогда они возвратились в Иерусалим с горы, называемой Елеон, которая находится близ Иерусалима, в расстоянии субботнего пути.

(Чтения в праздник Вознесения Господня – Деяния св. Апостолов 1:1–12)

ЕВАНГЕЛИЕ

В те дни воскрес Иисус из мертвых, стал посреди учеников Своих и сказал им: мир вам. Они, смутившись и испугавшись, подумали, что видят духа. Но Он сказал им: что смущаетесь, и для чего такие мысли входят в сердца ваши? Посмотрите на руки Мои и на ноги Мои; это Я Сам; осяжите Меня и рассмотрите; ибо дух плоти и костей не имеет, как видите у Меня. И, сказав это, показал им руки и ноги. Когда же они от радости еще не верили и дивились, Он сказал им: есть ли у вас здесь какая пища? Они подали Ему часть печеной рыбы и сотового меда. И, взяв, ел пред ними. И сказал им: вот то, о чем Я вам говорил, еще быв с вами, что надлежит исполниться всему, написанному о Мне в законе Моисеевом и в пророках и псалмах. Тогда отверз им ум к уразумению Писаний. И сказал им: так написано, и так надлежало пострадать Христу, и воскреснуть из мертвых в третий день, и проповедану быть во имя Его покаянию и прощению грехов во всех народах, начиная с Иерусалима. Вы же свидетели сему. И Я пошлю обетование Отца Моего на вас; вы же оставайтесь в городе Иерусалиме, доколе не облечетесь силою свыше. И вывел их вон из города до Вифании и, подняв руки Свои, благословил их. И, когда благословлял их, стал отдаляться от них и возноситься на небо. Они поклонились Ему и возвратились в Иерусалим с великою радостью. И пребывали всегда в храме, прославляя и благословляя Бога. Аминь.

(Евангелие от Луки 24:36–53)

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *