БЛЖ. МАТРОНА МОСКОВСКАЯ (2 мая )

 Блаженная Матрона Московская (урожденная Матрона Димитриевна Никонова; 10 (22) ноября 1885 – 2 мая 1952) – одна из самых любимых и почитаемых в России святых XX века. Матрона родилась в бедной крестьянской семье Тульской губернии, где уже было четверо детей. С рождения она ничего не видела – у нее отсутствовали глазные яблоки. Немолодые к тому времени родители, Наталья Никитична и Дмитрий Иванович, хотели оставить слепую девочку в приюте князя Голицына в соседнем селе Бучалки. Но матери приснился сон: белая птица необычайной красоты, слепая, села на ее грудь. Наталья Никонова решила, что сон вещий, и оставила ребенка. Девочка росла ласковой, доброй, всегда старалась поддерживать мать, а общения со сверстниками избегала, так как они порой потешались над ее немощью. Сама же она приняла недуг как ограду – началась жизнь внутренняя в постоянном обращении к Богу, к святым. Вера у нее была крепкая, как у взрослого, часами она молилась в стоявшем недалеко от дома Успенском храме.

Один случай открыл необычность ее внутренней жизни, когда Матронушка среди ночи сказала вдруг о том, что скончался крестивший ее священник, о. Василий, и ее слова оказались правдой. Тогда родные припомнили и важный эпизод: когда о. Василий крестил Матрону, во время совершения Таинства над купелью поднялось легкое благоухающее облако, и священник предсказал, что их ребенок будет свят. Духовное зрение, которым девочка была наделена от Бога, стало проявляться все более явно. Она предсказывала будущие события, часто уберегая людей от опасности, предвидела она и стихийные бедствия, за много лет предсказывала революцию и гонения на Церковь. По ее молитве люди стали получать исцеление и помощь в скорбях. О маленькой молитвеннице узнали: к дому Никоновых стал стекаться народ не только из окрестных сел, но и из других губерний. Были в тот период и радости в ее жизни: паломничества в Киево-Печерскую и Троице-Сергиеву лавры. Дочь местного помещика Лидия приняла Матрону как спутницу в своих путешествиях по святым местам, заботясь о ней. Сохранилось предание и о том, что в Кронштадте, среди толпы, выделил и особым образом благословил Матронушку сам о. Иоанн Сергиев (Кронштадтский). Назвав прежде с ним незнакомую девушку по имени, о. Иоанн прибавил: «Смена мне, восьмой столп России». На семнадцатом году жизни у Матроны отнялись ноги, внезапно, будто от удара. Сама она видела в этом испытание веры, и говорила, что ей был указан и человек, женщина, сознательно причинившая ей зло, по ненависти к тем, кто угождает Богу молитвой. Матрона приняла болезнь как Крест Христов, не без воли Божией посылаемый. В телесном страдании ей было дано почувствовать то, что испытывал апостол Павел: изобилие благодати при крайней немощи плоти. Прозорливость ее поражала. Одну посетительницу она обличала в утаенном грехе – та в голодное время продавала сиротам и неимущим несвежее и нечистое молоко, другой приоткрыла, что задуманное ей дело не сбудется – и материалы заготовлены, и средства есть, а помешает революция возведению новой колокольни, третьему же советовала поскорее продать имение и уехать за границу. В редких случаях, когда ее советами пренебрегали, события заставляли об этом сожалеть.

К Матроне везли больных и расслабленных: помолится, подаст воды, и казалось неизлечимо-больной человек, после продолжительного и глубокого сна, встает совершенно здоровым. Сама же Матрона не признавала за собой никакой чудотворной силы: «Что Матронушка Бог что ли? Бог во всем помогает». Она помогала и лечила людей для прославления Имени Божия, через молитвенное обращение к Господу, а не своими силами После Революции оба брата Матроны вступили в партию. Жить под одной крышей с блаженной, к которой люди, по-прежнему, шли и ехали отовсюду, было для них нестерпимо. Жалея престарелых родителей, Матрона перебралась в Москву. С 1925 года она стала бездомной странницей: ни постоянного угла, ни прописки, — сменила множество домов, квартир, углов и подвалов. Неудобств для себя она словно и не замечала. Не было ни жалоб, ни ропота, ни досады. Любила Москву, называла ее «святым городом», и, предсказывая приближение долгой и кровопролитной войны, утешала: «Москву враг не тронет. Из Москвы уезжать не надо». С 1942 г. появился у нее, наконец, «свой уголок» в Староконюшенном переулке, у женщины из одного с ней села, где задержалась она на пять лет. Три угла в комнате от потолка до самого пола занимали иконы, перед которыми всегда теплились лампады. Здесь помнили праздники и дни великих святых, много молились. А народ, по-прежнему, приходил к блаженной за помощью, в иные дни стекалось к ней и по сорок человек. Жизнь Матроны протекала однообразно: днем – посетители, ночь – для молитвы, краткие перерывы на сон, хотя она и не спала глубоко, а только дремала, по-монашески, положив голову на кулачек. Святая регулярно исповедовалась и причащалась. Матроне открывались судьбы людей, сражавшихся на фронте, она не отказывала в молитве за воинов, и сама часто присутствовала в разных местах страны. Среди ее предсказаний запомнилось и относившееся к ее «малой родине»: «В Тулу немцы не войдут». Бывало, что и приходившие к ней в отчаянии, не надеясь уже ни на что, получали помощь за простое обещание твердо верить, что есть Бог и Его силой все совершится и уладится, за внимание к ее словам о том, что христианам нужно, не снимая, носить крест, читать молитвы, венчаться в Церкви. И за этим следовали сотни свидетельств об исцелениях, избавлении от власти злых духов, разрешении запутанных, сложных обстоятельств. Утешала, ободряла, увещевала, обещая, что Господь не оставит Россию, а бедствия посылаются за оскудение веры. И так до конца служила она Богу, не думая о себе высоко, держась всегда просто и скромно, не поощряя никаких внешних выделений и «обособлений в духовность». «Ни вида, ни величия», ни монашеского облачения. Выглядела она как обычная, только очень немощная и утружденная болезнями и неустройством женщина, всегда благодушная, со светлым лицом и детской улыбкой. Однако не только для мирян, но и для монахов Троице-Сергиевой Лавры была она «Божиим человеком», «духовной матерью», которую знали многие и чьими молитвами дорожили. Согласно житию, Матрона предсказала свою смерть за три дня, продолжая принимать людей в свои последние дни. Скончалась в Сходне 2 мая 1952 года, похоронена на Даниловском кладбище. 2 мая 1999 года Матрона канонизирована как местночтимая святая Московской епархии. В октябре 2004 года состоялась ее общецерковная канонизация. Сейчас мощи блаженной старицы покоятся в Покровском женском монастыре в Москве.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *