СВЯТИТЕЛЬ ИННОКЕНТИЙ ИРКУТСКИЙ (9 декабря)

 

Святитель Иннокентий (в миру Иоанн Кульчицкий), первый епископ Иркутский, Нерчинский     и Якутский, был сыном сын священника; его   предки принадлежали к мелкопоместному дворянскому роду. Обучался в Киево-Могилянской коллегии, по окончании которой, в 1706 году, был пострижен в монашество с именем в честь преподобного Иннокентия Комельского и принят в число братии Киево-Печерской лавры. В том же году рукоположен во диакона, затем Святитель Иннокентий (в миру Иоанн Кульчицкий) во иерея.

В 1710 году вызван в Московскую Славяно-греко-латинскую академию и сначала преподавал словесность, а в 1714 году сделан префектом Академии и преподавателем философии, метафизики и нравственного богословия; наблюдал в то же время и за порядком жизни академистов.

В 1719 году святитель Иннокентий в числе 36 монашествующих был вызван в Санкт -Петербург, в Александро-Невский монастырь и назначен обер-иеромонахом в г. Або (Турку, Финляндия). По морскому уставу, составленному Петром I, в обязанности обер- иеромонаха входило еженедельное посещение каждого корабля. Под началом святителя состояли все флотские иеромонахи, окормлявшие военные корабли русского флота.

В 1721 году святитель Иннокентий был   хиротонисан     во     епископа      Переяславского и назначен начальником Духовной миссии в Пекине, «для проповеди Слова Божия и размножения ради православныя восточнаго благочестия веры в Хинское государство, где архиерея прежде сего не бывало». В апреле того же года епископ Иннокентий вместе с двумя иеромонахами, двумя иеродиаконами, пятью певчими, поваром и двумя служителями отправился в Китай. Из Санкт- Петербурга до Иркутска миссия добиралась более 11 месяцев. По прибытии он направил несколько писем «Тушетухану владельцу мунгальскому», чтобы миссии было разрешено въехать в Китай. Временно остановился в селенгинском во имя Святой Троицы монастыре, но ответа на письма так и не получил. Китайское правительство отказало в визе «духовной особе, великому господину», как его неосторожно охарактеризовала сенатская комиссия по иностранным делам.

Три года провел епископ Иннокентий в   Селенгинске   у   китайской   границы,      перенося много лишений из-за неопределенности своего   положения и   скорбей   от     неустройства гражданского управления в Сибири. Ожидая конца дипломатических переговоров, он писал иконы, выполнял различные монастырские работы. Здесь он изучил монгольский и другие языки и начал проповедовать христианство среди языческого населения забайкальских бурят.

Дипломатические промахи русского посла в   Китае    графа     Рагузинского   и   интриги Иркутского архимандрита Антония Платковского привели к тому, что в Китай был назначен архимандрит Антоний, а святитель Иннокентий указом Святейшего Синода в 1727 году был наименован епископом Иркутским и Нерчинским и приступил к управлению новообразованной епархией.

Первый епископ Иркутский      явился                «благодатным светильником и             духовным собирателем» Восточной Сибири. За короткий срок пребывания на Иркутской кафедре (4 года 10 месяцев) ему удалось заложить основные направления, определившие в дальнейшем самостоятельное развитие церковной жизни новой сибирской епархии. Прежде всего он упорядочил церковно- административное устройство епархии, много трудов положил на строительство новых и благоукрашение имеющихся храмов и монастырей, неустанно заботился о повышении уровня образования.

Близость китайской    границы,     обширность и    малонаселенность    епархии,   большое количество различных народностей (бурят, монголов и др.), не просвещенных Христовой верой, бездорожье и бедность — все это делало пастырский труд святителя Иннокентия тяжелым и жизнь его полной лишений. По странному недосмотру Сената он не получал жалования до самой смерти и терпел крайний недостаток в средствах. В этих трудных условиях на скудные средства иркутского Вознесенского монастыря еще содержались две открытые при нем школы — монгольская и русская. Неустанные заботы святителя были обращены на их устройство: подбор достойных учителей, обеспечение учеников нужными книгами, одеждой, продовольствием. Святитель  неутомимо трудился над устройством епархии, укреплением ее духовной жизни, о чем свидетельствуют его многочисленные проповеди, пастырские послания и предписания. В трудах и лишениях  святитель  Иннокентий  обретал  духовную  твердость,      cмирение,   прозорливость.

В 1728 году весной в Прибайкалье началась засуха. Епархии грозил голод от недорода хлеба, начавшегося еще в 1727 году. По благословению святителя, с мая в церквах Иркутска и Иркутской десятины к каждой Литургии стали присоединять молебен о прекращении засухи,  по субботам пели акафист Божией Матери, а в воскресные дни служили соборный молебен. «Моления, — говорил святитель, — должны окончиться в Ильин день». 20 июля в Иркутске разразилась буря с таким сильным дождем, что по улицам города стояла вода по колено, — засуха  прекратилась.

Трудами святителя Иннокентия было начато строительство в Вознесенской обители каменного храма взамен деревянного, расширены границы епархии, включившей не только Селенгинский, но еще Якутский и Илимский округи.

За свои апостольские труды святой сподобился дара прозорливости. Так, крестьяне с. Оёк попросили его отслужить у них литургию в день их храмового праздника — 9 июня. На это приглашение святитель ответил: «Хорошо, мы съездим вперед по лету, а назад по зиме». Сначала люди не поняли странных слов святителя. Но каково же было их изумление, когда утром выпал такой снег, что обратно в Иркутск крестьяне везли своего архипастыря на санях. Подчас Господь особыми знамениями указывал на избранничество святителя. Однажды во время крестного хода случился проливной дождь, все богомольцы промокли, но на облачение Иннокентий не упала ни одна капля.

Непрерывный труд, суровый климат Сибири и дальние разъезды отразились на слабом здоровье епископа; в начале 1731 года он с большим трудом совершал службы. Последний раз литургию отслужил 3 октября. Преставился святитель Иннокентий утром 27 ноября 1731 года и был погребен в склепе Тихвинской ц. иркутского Вознесенского монастыря.

В 1764 году тело святителя обрели нетленным во время ремонтных работ в монастырской Тихвинской церкви. Множество чудес совершилось не только в Иркутске, но и в отдаленных местах Сибири при молитвенном обращении к святителю. Это побудило Святейший Синод к открытию мощей и прославлению святителя в 1800 году. С 1804 года установлено празднование его памяти по всей России 26 ноября (9 декабря н.с.), так как в день преставления совершается празднование иконе Божией Матери «Знамение». Второй день памяти святителя — 9 (22 н.с.) февраля

 

 

 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *