ПЕРВАЯ НЕДЕЛЯ ВЕЛИКОГО ПОСТА (2–7 марта )

 Великий пост – самый главный, продолжительный и строгий из всех православных постов. В его основе – подражание сорокодневному посту Христа в пустыне. Пост является подвижным, то есть его даты начала и окончания меняются каждый год. В 2020 году пост начинается  2 марта и заканчивается 18 апреля. Наиболее строгие недели поста – первая и последняя (Страстная).
Великий пост – это время духовного расцвета и пробуждения, усиленной работы над своим внутренним состоянием, строгого воздержания, очищения наших грехов покаянием и сугубой молитвы. Этому соответствует и внешний образ совершения великопостных богослужений.
В первые четыре дня (понедельник, вторник, среда и четверг) Великого поста на Великом повечерии читается канон преподобного Андрея Критского (†712) с припевами к каждому стиху: «Помилуй меня, Боже, помилуй меня». По своему содержанию канон представляет собой сердечный плач о грехах и молитвенный вопль Богу о помиловании, облеченный в форму беседы с собственной душой. Для достижения своей цели – приведения души к искреннему покаянию – автор постоянно обращается к образам и сюжетам Ветхого и Нового Заветов. Вся Священная история рассматривается преподобным Андреем как история человеческого греха и праведности, отвержения Бога и возвращения к Нему – единственному Источнику всех благ.
Православные христиане всегда стараются не пропустить эти удивительные службы с чтением канона. Для лучшего понимания можно воспользоваться на службах книжками с параллельным переводом канона на русский язык и комментариями. Великий канон – это кладезь духовной мудрости, и просто внимательно читая его, можно повторить и вспомнить всю Библию.
Почти во всех храмах Великий канон начинается обычно в 18:00, чтобы люди успели после работы в церковь. Но бывают ситуации, когда нет никакой возможности все вечера быть в храме. Например, мешают неподходящий график работы или попечения о детях, родственниках. Тогда очень полезно и хорошо будет читать канон дома.
Каждый день, кроме суббот и воскресений, на всех богослужениях суточного круга – а на некоторых по нескольку раз – читается молитва преподобного Ефрема Сирина, сопровождаемая земными и поясными поклонами. Молитва содержит напоминание о той духовной «программе», которая составляет существо Великого поста и включает в себя борьбу с основными пороками и стремление к приобретению главных добродетелей: «Господи и Владыко живота моего! Дух праздности, уныния, любоначалия и празднословия
не даждь ми. Дух же целомудрия, смиренномудрия, терпения и любви даруй ми, рабу Твоему. Ей, Господи, Царю! Даруй ми зрети моя прегрешения, и не осуждати брата моего. Яко благословен еси во веки веков. Аминь.»
В будние дни Великого поста не совершается полная Литургия. Связано это с тем, что она является самым торжественным и радостным событием в богослужебном круге. Вместо нее по средам и пятницам служится Литургия Преждеосвященных Даров – особая древняя служба, по происхождению представляющая собой вечерню с причащением. По уставу Литургию Преждеосвященных Даров следует совершать вечером, но в приходской практике это редкость – служба переносится, как правило, на утро.
В первую пятницу Великого поста по окончании Литургии Преждеосвященных Даров совершается молебное пение святому великомученику Феодору Тирону с освящением колива (разваренные зерна пшеницы или другая крупа с медом, орехами, сухофруктами), которое затем раздается верующим.
 Великомученик Феодор Тирон был воином в городе Аласии Понтийской области в Малой Азии, под начальством некоего Вринка. Прозвище Тирон буквально означает «новобранец» (в отличие, например, от «стратилат» – «военачальник»). Юношу принуждали принести жертву идолам, но святой Феодор твердо, во
всеуслышание исповедал свою веру во Христа Спасителя. Начальник Вринк дал ему несколько дней на размышление, во время которых святой Феодор усиленно молился. Его обвинили в поджоге языческого храма и бросили в темницу на голодную смерть. Там ему явился Господь Иисус Христос, утешил и подкрепил его. Приведенный к правителю Публию, святой Феодор еще раз смело и безбоязненно исповедал свою веру, за что мученик Тирон был осужден на сожжение. Он без трепета взошел на костер и с молитвой и славословием предал свою душу Богу.
Это произошло около 306 года при Римском императоре Галерии. Не поврежденное огнем тело святого Феодора было погребено в городе Евхаитах, недалеко от Амасии, благочестивой женщиной Евсевией. Впоследствии мощи его были перенесены в Константинополь, в храм, освященный во имя его. Глава же его находится в Италии, в городе Гаэте.
Спустя 50 лет после мученической кончины святого Феодора император Юлиан Отступник (361–363), желая надругаться и посмеяться над христианами, приказал градоначальнику Константинополя окроплять в первую седмицу Великого поста все съестные припасы на рынках идоложертвенной кровью. Святой Феодор, явившись во сне архиепископу Евдоксию, повелел ему объявить всем христианам, чтобы никто не покупал ничего на рынках, а ели вареную пшеницу с медом – коливо (кутью или сочиво). Поступив так, христиане не были посрамлены Юлианом Отступником, и почитание святого мученика Тирона после этого чуда распространилось. Например, празднование великомученику Феодору в субботу первой седмицы Великого поста описывал через пару десятков лет патриарх Константинопольский Нектарий (381–397).
В память явления Феодора Тирона Православная Церковь ежегодно совершает празднование в субботу первой недели Великого поста, а накануне, в пятницу, после заамвонной молитвы Литургии Преждеосвященных даров, читается молебный канон святому великомученику Феодору, составленный преподобным Иоанном Дамаскиным, и освящается коливо.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *