СОБОР НОВОМУЧЕНИКОВ И ИСПОВЕДНИКОВ ЦЕРКВИ РУССКОЙ (9 февраля )

 Собор новомучеников и исповедников Церкви Русской – праздник вчесть святых, принявших мученическую кончину за Христа или подвергшихся гонениям за веру после Октябрьской революции 1917 года.
Эпоха гонений на Церковь, продолжавшаяся в нашей стране в течение 70 лет в XX веке, явила миру великий сонм исповедников и новомучеников. Они предпочли смерть отречению от Христа и сегодня в торжествующей небесной Церкви молятся за нас и за наше Отечество. Праздник установлен определением Священного Синода от 30 января 1991 года на основании решения Поместного Собора 1917–1918 годов и отмечается 7 февраля – в день памяти убиения митрополита Киевского Владимира (Богоявленского), – в случае совпадения этого числа с воскресным днем, или же в ближайшее воскресенье, если 7 февраля приходится на будни.
Священномученик Петр Скипетров, протоиерей, первомученик Петроградский, память 1 февраля. Настоятель Скорбященской церкви, что на Стеклянном заводе, возведенной на месте явления в 1888 году чудотворной иконы «Всех скорбящих Радость» с грошиками. Кроме приходского служения отец Петр нес многие епархиальные послушания: с 1886 по 1892 год он преподавал Закон Божий в начальных Санкт-Петербургских училищах; с 1895 по 1897 год исполнял обязанности члена попечительства церкви святой мученицы царицы Александры при детском приюте великой княгини Александры Николаевны; с 1901 года был законоучителем в Громовском приюте преподобного Сергия; с 1907 года – следователем 5-го столичного благочиннического округа; с 1914 года – членом правления Санкт-Петербургской Духовной семинарии. За ревностное и беспорочное служение в 1912 году он был возведен в сан протоиерея. В 1918 году на пороге епархиального управления вступился за женщин, оскорбляемых красноармейцами, и был убит выстрелом в голову. У отца Петра остались супруга и семеро детей.
Священномученик Петр (Зверев), архиепископ Воронежский, память 7 февраля. Владыка Петр служил в разных епархиях, Нижегородской, Тверской, Воронежской, и везде пользовался любовью и авторитетом среди верующих. Был прекрасным оратором и проповедником, поощрял уставное богослужение и общенародное пение, учил детей Закону Божию. Когда весной 1922 года начался голод в Поволжье, владыка обратился к пастве с призывом оказать возможную помощь голодающим и распорядился передавать из храмов все ценные вещи, кроме предметов, необходимых для богослужения. Сам он все это время ежедневно служил как простой священник.
Архиепископ Петр успешно противостоял обновленческому расколу, обращая к себе сердца истовым служением и нелицемерной любовью к прихожанам. Эта деятельность владыки столкнулась с резким неприятием властей – его неоднократно вызывали в милицию и ГПУ. При этом верующие создали группу из 10-12 человек для охраны владыки, пытались устроить манифестацию в его защиту от административного произвола. При очередной попытке в августе 1926 года допросить архиерея за ним следом пришло около трехсот верующих, которые были  рассеяны конной милицией. Деятельность владыки Петра вызывала неприятие и руководящего сотрудника ГПУ Тучкова, который настаивал на его удалении из Воронежа.
В ночь на 29 ноября 1926 года архиепископ был арестован и приговорен к 10 годам лишения свободы «за контрреволюционную деятельность против советской власти». Для отбытия наказания отправлен в Соловецкий лагерь особого назначения. Исполнял обязанности сторожа, потом счетовода на продовольственном складе, где для пресечения воровства состояло только православное духовенство. У него была возможность служить в уцелевшей церкви Онуфрия Великого. Строго соблюдал молитвенное правило, жил по церковному уставу. После отправки из Соловков архиепископа Илариона (Троицкого) был избран ссыльными архиереями главой соловецкого православного духовенства. Владыка Петр возглавлял тайные богослужения, а когда власти отобрали антиминс, то службы совершались на его груди.
Писатель Олег Волков, также бывший соловецким узником, вспоминал: «Неуязвимый из-за высоты нравственного своего облика, он и с метлой в руках, в роли дворника или сторожа, внушал благоговейное уважение. Перед ним тушевались сами вохровцы, натасканные на грубую наглость и издевку над заключенными. При встрече они не только уступали ему дорогу, но и не удерживались от приветствия. На что он отвечал как всегда: поднимал руку и осенял еле очерченным крестным знамением». Архиепископ Петр умер от тифа в Анзерском скиту 7 февраля 1929 года.
Мученик Дмитрий Ильинский, псаломщик, память 17 февраля. Мученик Димитрий служил псаломщиком в храме Иоанна Предтечи в родном селе Ново-Рождественское Московской губернии; за свою добродетельную жизнь пользовался большим уважением прихожан.
После революции начались гонения от безбожных властей, и Дмитрия Ивановича стали предупреждать, что и его арестуют. Одно время ему предлагали уйти из храма и устроиться работать в сельсовет, но он отказался, не желая предательством Церкви покупать себе жизнь. В 1936 году власти приняли решение о сносе храма Иоанна Предтечи, но духовенство, клир и прихожане встали на защиту своей церкви. 4 сентября 1937 года священники храма, староста, псаломщик Дмитрий Ильинский и одна из активных прихожанок Ольга Евдокимова были арестованы и заключены в Таганскую тюрьму в Москве. Храм после ареста священников был закрыт. Дмитрия Ивановича приговорили к десяти годам заключения в исправительно-трудовом лагере. Он скончался в заключении 17 февраля 1938 года и был погребен в безвестной могиле.
Преподобномученица Вера Морозова, послушница, память 26 февраля. Родилась в 1870 году в городе Торжке Тверской губернии в семье портного Семена Морозова. Когда ей исполнилось двадцать лет, она поступила послушницей в Страстной монастырь в Москве, где подвизалась до его закрытия в начале двадцатых годов. После того как монастыря не стало, она вместе с другими послушницами и монахинями сняла комнату в доме на Тихвинской улице, где они стали жить, стараясь сохранять монастырский устав, а зарабатывали рукоделием. Послушница Вера работала санитаркой в туберкулезном институте.
28 октября 1937 года член коммунистической партии, осведомитель и одновременно дежурный свидетель, живший в том же доме, что и монахини, по просьбе сотрудников НКВД подписал документ с лжесвидетельствами. На основании этого лжесвидетельства Вера Семеновна Морозова была арестована, допрошена и приговорена к расстрелу. Послушница была расстреляна 26 под Москвой.
   

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *