ПРЕПОДОБНЫЙ ЕВФИМИЙ ВЕЛИКИЙ (2 февраля)

 Преподобный Евфимий – один из основателей палестинского монашества, оказавший значительное влияние на его последующее развитие. Родился в городе Мелитена римской провинции Малая Армения. Его родители, Павел и Дионисия, происходившие из знатного рода, долгое время были бездетны и просили Бога даровать им ребенка. Однажды ночью они молились в храме мученика Полиевкта и услышали голос, возвестивший, что у них родится сын, с появлением на свет которого Церкви будет даровано Богом веселье.
В три года Евфимий лишился отца и по просьбе матери был принят на воспитание епископом Мелитенским Отрием, который крестил его, воспитал и провел через все степени низших церковных должностей, затем рукоположил во иерея и поручил ему надзор за окрестными монастырями. Евфимий имел горячую любовь к подвижничеству, молитве и чтению Священного Писания, на период с праздника Богоявления до Пасхи он уходил в пустынные места, посвящая это время углубленной молитве и общению с Богом.
В возрасте двадцати восьми лет Евфимий отправился в паломничество в Иерусалим и после поклонения святыням отправился к местным отшельникам, и, узнав об их добродетелях, пришел в Фаранскую лавру преподобного Харитона, но поселился в келии за ее пределами рядом с другим отшельником Феоктистом. Духовный союз этих иноков продолжался на протяжении всей их жизни. Спустя пять лет они вдвоем переселились в пустыню Кутила, где стали жить в пещере затворниками. Вскоре сведения о подвижниках распространились, к отшельникам приходили многочисленные посетители, некоторые из них желали стать учениками преподобного Евфимия. Но он, стремясь к уединению и избегая славы, направлял их к преподобному Феоктисту, согласившемуся принять на себя обязанность руководителя общины. Так возник общежительный монастырь, названный Нижним или монастырем Феодосия, по имени первого игумена обители. Пещера, в которой они первоначально поселились, стала церковью, там продолжал жить Евфимий, выходя из затвора только по субботам. Он был для братии духовным отцом.
Около 420 года Евфимий исцелил сына арабского филарха, принявшего крещение с именем Петр (вместе с ним крестился и его народ, для которого позднее Петра рукоположили во епископы). Известие об этом привлекло в монастырь людей, искавших наставления и исцелений. Тяготясь людским вниманием, Евфимий оставил монастырь и перешел в пустыню Зиф, близ Мертвого моря. Там протокомит одной из деревень в благодарность за изгнание Евфимием беса из его сына построил ему монастырь Капарвариха на юго-восток от Хеврона. В нем Евфимий поселился с несколькими своими учениками. Вскоре из-за многочисленных посетителей, нарушавших его покой, Евфимий вернулся в Нижний монастырь, поселившись в одной из пещер в его окрестностях. Всех приходивших к нему он направлял к Феоктисту в Нижний монастырь.
Однажды к нему пришли трое братьев-каппадокийцев, которых святой Евфимий, повинуясь божественному указанию, взял себе в ученики. Постепенно число учеников возросло до одиннадцати, и по просьбе Евфимия филарх Петр построил ему церковь и келии, ставшие основой лавры преподобного Евфимия. 7 мая 428 (429) года Иерусалимский Патриарх Ювеналий совершил освящение монастырской церкви.
Несмотря на материальные затруднения, в лавре свято соблюдалось предписание преподобного Евфимия о законе гостеприимства. С этим связано одно из чудес, совершенных святым. Однажды, когда в лавру пришла большая группа армян-паломников, Евфимий приказал накормить их, хотя ученики пытались возражать, напоминая о скудости монастырских запасов. Но когда они пошли отворять кладовую, то не могли открыть дверь, так много оказалось там зерна.
Евфимий Великий твердо хранил православную веру и стремился обратить или вернуть в Православие других. После IV Вселенского Собора (Халкидонского, 451 г.) монофизит Феодосий увлек в ересь почти всех монахов Палестины и вдовствующую императрицу Евдокию, более того, ему удалось занять Иерусалимскую кафедру, на которой он пробыл около 20 месяцев. Преподобный Евфимий, принявший определения Собора, отказался вступить в общение с Феодосием. Он ушел из монастыря в пустыню и оставался в ней, пока еретик не был смещен, и Патриарх Ювеналий не вернулся на свое законное место. Во время этого добровольного изгнания святого сопровождали некоторые аввы, также под влиянием Евфимия не признавшие Феодосия, например, преподобный Герасим Иорданский.
Благодаря святому Евфимию императрица Евдокия вернулась в истинную веру. Она обратилась к преподобному в отчаянии от бед, постигших ее дочь. Тот посоветовал императрице отвергнуть ересь монофизитства, что она и сделала, ее примеру последовали многие монахи и миряне. Евфимий Великий предсказал день своей смерти. На 8-й день после Богоявления он не ушел, как обычно, в пустыню, но остался в монастыре. Собрав братию, он дал ей последние наставления и 20 января 473 года скончался. Перед смертью он предсказал, что лавра через несколько лет станет киновией, и пообещал и в дальнейшем свою помощь братии и защиту обители.
Святой был погребен в основанной им лавре. От его мощей происходили чудеса, многие получали исцеление, помазываясь маслом от гробницы, другим преподобный являлся после усиленной молитвы в часовне, находившейся при гробнице. Из «Хожения» русского игумена Даниила известно, что в начале XII века мощи Евфимия Великого еще хранились в монастыре: «И ту лежит святый Еуфимие, и ини мнози святии отци ту лежат телесы яко живи». Однако сам монастырь уже пребывал в запустении.
В XX веке были раскопаны руины лавры преподобного Евфимия, но в захоронении, которое было идентифицировано как принадлежащее преподобному, мощи найдены не были. Ныне известно о нескольких местах хранения мощей преподобного Евфимия: часть главы – в Большом скиту Святой Анны на Афоне, левая нога – в Иверском монастыре, пять пальцев – в церкви Святого Генесия (остров Милос).

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *