СОБОР АРХИСТРАТИГА МИХАИЛА И ПРОЧИХ НЕБЕСНЫХ СИЛ БЕСПЛОТНЫХ (21 ноября)

Собор Архистратига Михаила и прочих Небесных Сил бесплотных – христианский праздник, который в Русской Православной Церкви отмечают 21 ноября по новому стилю (8 ноября – по старому).

Существует бесчисленное множество ангелов, о чем неоднократно свидетельствует Священное Писание. Святитель Иоанн Златоуст убежден, что есть «мириады мириад ангелов, существуют и тысячи тысяч архангелов, престолы, господства, начала, власти, бесчисленные сонмы бестелесных сил и неисповедимые роды их». При сравнении количества людей и ангелов некоторые отцы Церкви прибегали к притче Спасителя об овцах (Лк. 15:3–7; Мф.18:12–14), из которой заключали, что 99 незаблудившихся овец символизируют собой количество ангелов, а одна заблудившаяся – количество людей.

Что же нам известно о строении ангельского мира? В основе «гармонического» единства ангелов лежит иерархический принцип. Строй «небесной иерархии» подробно описан в «Ареопагитиках». Ангельская иерархия состоит из трех ликов, каждый лик имеет три чина: 1) серафимы, херувимы, престолы; 2) господства, силы, власти; 3) начала, архангелы, ангелы. Триадическое построение ангельского мира символизирует его совершенный порядок и гармонию. Все три триады находятся в жестком соподчинении, поэтому ангелы, занимающие в ней более низкое положение, могут общаться с Богом и получать от Него благодатные дары только посредством вышестоящих ангелов.

В «Ареопагитиках» подчеркивается символический характер иерархии духовного мира, ибо, «сколько чинов небесных существ, какие они и каким образом у них совершаются тайны священноначалия, – в точности знает это один Бог, Виновник их иерархии». Символичны и имена небесной иерархии – они обозначают богоподобные свойства ангелов, входящих в каждую триаду.

Высочайшим ликом ангельским являются серафимы (евр. — горящие, пламенеющие), они отличаются пламенной любовью к Богу и обладают светоносной силой, способной изгонять мрак греха и порождать ревность о славе Божией. О серафимах повествует нам пророк Исаия в 6-ой главе: «Видел я Господа, сидящего на престоле высоком и превознесенном, и края риз Его наполняли весь храм. Вокруг Него стояли серафимы, у каждого из них по шесть крыл: двумя закрывал каждый лицо свое, и двумя закрывал ноги свои, и двумя летал. И взывали они друг ко другу и говорили: Свят, свят, свят Господь Саваоф, вся земля полна славы Его».

Второй чин старшего лика составляют херувимы, имя которых значит разумение или ведение. По этой причине их именуют многоочитыми. Созерцая славу Божию и обладая высшим ведением и мудростью, они другим изливают премудрость Божию. В Священном Писании во многих местах говорится о херувимах, например: «И изгнал Бог Адама и поставил на востоке у сада Едемского херувима и пламенный меч обращающийся, чтобы охранять путь к дереву жизни» (Быт. 3:24). Многократно говорится о херувимах в книге пророка Иезекииля: «И видно было у херувимов подобие рук человеческих под крыльями их. И видел я: вот четыре колеса подле херувимов, по одному колесу подле каждого херувима, и колеса по виду – как бы из камня топаза» (Иез. 10:8-9).

Третий чин старшего лика – престолы, называемые богоносными не существом, но служением, на которых Бог благодатно и непостижимо почивает. Через этот лик Бог являет Свое величие и правосудие.

Перейдем теперь к среднему лику небесной иерархии. Старший чин его составляют господства, которые господствуют над низшими ангелами. Добровольно и радостно служа Богу, они сообщают и живущим на земле силу благоразумного владения собой и мудрого устроения себя; учат владеть чувствами, смирять бесчинные вожделения и страсти, плоть порабощать духу, господствовать над волей и побеждать искушения.

Наименование ангелов силами означает сообщенное им непреоборимое мужество, которое отражается на всех их богоподобных действиях. Силы – носители образа Всесильного Бога, и им свойственно сообщать Божественную силу нижестоящим существам. Об этом чине возвещает нам апостол Петр, говоря, что восшедшему на небо Христу покорились ангелы, и власти, и силы.

Власти посредством полученного ими могущества устрояют премирное духовное владычество и символически являют своим служением природу подлинной власти, которая выражается не в господстве, а в любви. Некоторые святые отцы полагают, что ангел-хранитель апостола Петра, выведший его из темницы, принадлежал к этому чину ангельскому.

Имя входящих в низшую триаду ангелов – начала (начальства) – происходит от их обращенности к Безначальному Началу и их способности выражать Его в мировом строе начальствующих сил.

Архангелы осуществляют в духовном мире невидимое водительство, хранят его единство и открывают людям тайны домостроительства Божия. Первое место среди них принадлежит архангелу Михаилу (евр. «кто как Бог»). В Библии он именуется «вождем (архистратигом) воинства Господня», т. к. под его водительством ангельские силы выступили против диавола: «И произошла на небе война: Михаил и Ангелы его воевали против дракона, и дракон и ангелы его воевали против них, но не устояли, и не нашлось уже для них места на небе. И низвержен был великий дракон, древний змий, называемый диаволом и сатаною…» (Откр. 12:7–9). В Книге пророка Даниила архангел Михаил изображен как «князь великий, стоящий за сынов» израильского народа, т. к. покровительство, оказываемое этому народу, составляло один из видов его служения людям. В новозаветные времена архистратиг Михаил признается покровителем и споборником «воинствующей Церкви», т. е. всех верных Богу, ведущих брань с силами зла.

Из Священного Писания известно еще одно имя архангела – Гавриил (евр. «муж Божий или сила Божия») – служитель Божественных таин. Он возвещает первосвященнику Захарии о рождении св. Иоанна Крестителя и Деве Марии о зачатии и рождении Иисуса Христа.

Имена четырех архангелов упоминаются в неканонических книгах Священного Писания: Рафаил («исцеление Божие»), Уриил («свет или огонь Божий»), Салафиил («молитва к Богу») и Иеремиил («высота Божия»). Два архангельских имени – Иегудиил («хвала Божия») и Варахиил («благословение Божие») – сохраняются в церковном Предании. Все эти архангелы совершают различные служения, особенности которых в основном отражены в их именах.

Ангелы завершают строй небесной иерархии; через них Божественный благодатный свет нисходит на землю. Их отличает особая близость к людям – они преимущественно и посылаются в мир, в качестве наших ангелов-хранителей.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *