ПАМЯТЬ МУЧЕНИЦ ВЕРЫ, НАДЕЖДЫ, ЛЮБОВИ И МАТЕРИ ИХ СОФИИ (30 сентября)

Святые мученицы Вера, Надежда, Любовь и мать их София пострадали в Риме при императоре Адриане († ок. 120 или ок. 137). Знатная вдова София воспитала в благочестии, вере и любви к Богу трех дочерей, которым дала имена, соответствующие трем христианским добродетелям. Отроковицы отличались необычайной красотой и благоразумием. Узнав, что они христианки, правитель италийской области Антиох доложил о них императору. Все четверо предстали перед императором и безбоязненно исповедали веру во Христа, воскресшего из мертвых и дающего вечную жизнь всем верующим в Него.

Удивленный смелостью юных христианок, император отослал их к одной язычнице, которой приказал убедить их отречься от веры. Однако все доводы и красноречие языческой наставницы оказались напрасными, и пламенеющие верой сестры христианки не изменили своих убеждений. Тогда их снова привели к императору Адриану, который, обещая различные почести, склонял их принести жертву Артемиде. Но девочки отвергли предложения императора и повторно твердо исповедали веру во Христа. Вере на тот момент было 12 лет, Надежде – 10, Любови – 9 лет. На глазах матери их по очереди подвергали пыткам, а затем казнили. Но ни одна из мучениц, видя страдания сестер, не поколебалась в вере, а стоящая рядом София призывала их быть стойкими и не бояться мук.

София погребла тела дочерей недалеко от города и пребывала на их могиле в непрестанной молитве, а на третий день скончалась. Она также считается мученицей, хотя приняла страдания за Христа не телом, а сердцем. По одной из версий жития, принадлежащей медиоланскому пресвитерау Иоанну (VIII в.), эти святые происходили из Медиолана (современный Милан) и София приняла мученическую кончину вскоре после казни дочерей в 18 милях от Рима.

Почитание мучениц широко распространилось как на Западе, так и на Востоке. Их житие, возникшее в VII–VIII вв., известно в латинской, греческой, сирийской, армянской и грузинской версиях. На Руси получил распространение греческий вариант жития.

Любовь верующих к святым мученицам неудивительна. Три девочкиотроковицы и их мать показали, что для людей, укрепляемых благодатью Святого Духа, недостаток телесных сил нисколько не служит препятствием к проявлению сил духа и мужества. Их святыми молитвами Господь да укрепит и нас в христианской вере и в добродетельной жизни.

Тропарь мцц. Вере, Надежде, Любови и матери их Софии

глас 4

Тоpжествует Цеpковь пеpвоpодных, и свеселится пpиемля матеpь о чадех веселящуюся, яже яко мудpости тезоименитая тpойственным богословским добpодетелем pавночисленныя поpоди. Тыя с мудpыми девами зpит уневестившияся Жениху Богу Слову, с нею и мы духовне в памяти их свеселимся, глаголюще: Тpоицы побоpницы, Веpо, Любве и Надеждо, в веpе, любви и надежде утвеpждайте нас.

Кондак мцц. Вере, Надежде, Любови и матери их Софии

глас 1

Софии честныя священнейшия ветви, Вера и Надежда и Любовь, показавшеся, мудрость обуиша еллинскую благодатию, и пострадавше, и победоносицы явившеся, венцем нетленным от всех Владыки Христа увязошася.

АПОСТОЛ

Братия, узнав, что человек оправдывается не делами закона, а только верою в Иисуса Христа, и мы уверовали во Христа Иисуса, чтобы оправдаться верою во Христа, а не делами закона; ибо делами закона не оправдается никакая плоть. Если же, ища оправдания во Христе, мы и сами оказались грешниками, то неужели Христос есть служитель греха? Никак. Ибо если я снова созидаю, что разрушил, то сам себя делаю преступником. Законом я умер для закона, чтобы жить для Бога. Я сораспялся Христу, и уже не я живу, но живет во мне Христос. А что ныне живу во плоти, то живу верою в Сына Божия, возлюбившего меня и предавшего Себя за меня. (Послание к Галатам св. ап. Павла 2:16–20)

ЕВАНГЕЛИЕ

Сказал Господь: кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною. Ибо кто хочет душу свою сберечь, тот потеряет ее, а кто потеряет душу свою ради Меня и Евангелия, тот сбережет ее. Ибо какая польза человеку, если он приобретет весь мир, а душе своей повредит? Или какой выкуп даст человек за душу свою? Ибо кто постыдится Меня и Моих слов в роде сем прелюбодейном и грешном, того постыдится и Сын Человеческий, когда приидет в славе Отца Своего со святыми Ангелами. И сказал им: истинно говорю вам: есть некоторые из стоящих здесь, которые не вкусят смерти, как уже увидят Царствие Божие, пришедшее в силе. (Евангелие от Марка 8:34–9:1)

(3)

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *