ИКОНА БОЖИЕЙ МАТЕРИ КАЗАНСКАЯ (21 июля)

 Казанская икона Божией Матери — одна из самых почитаемых и любимых в России икон. Она была явлена в Казани 8 (21 нов. ст.) июля 1579 года в царствование Ивана IV Грозного. Свидетелем обретения чудотворной иконы был будущий митрополит Казанский, а впоследствии — Патриарх Московский и всея Руси святитель Ермоген, в то время служивший священником одной из казанских церквей. Его перу и принадлежит «Повесть о явлении и чудесах Казанской иконы Богородицы».

23 июня 1579 года Казань пострадала от сильного пожара, уничтожившего половину кремля и большую часть города. Пожар вызвал брань на христиан, православная вера стала подвергаться поруганию со стороны иноверцев. Для укрепления верующих Бог «яви от земли» чудотворную икону Божией Матери с Младенцем Христом.

Матроне, девятилетней дочери стрельца Данилы Онучина, вознамерившегося поставить себе новый дом на месте пожарища, неоднократно являлась во сне Божия Матерь, повелевая сообщить архиепископу и градоначальникам, чтобы они извлекли из земли Ее образ, указав и место на пепелище, где надо было копать. Девочка боялась рассказать о своем видении незнакомым людям и поведала о том лишь матери, которая не обратила внимания на слова дочери. В один из дней в полдень икона вновь явилась Матроне, но уже в «страшном огненном виде, сияя яркими и страшными огненными лучами». Грозный голос предупредил Матрону, что, если она не извлечет образ Богородицы из земли, икона явится в другом городе, а девочка будет болеть и умрет в страданиях. Испуганная Матрона упала на землю и лежала несколько часов, словно мертвая. Очнувшись, она побежала к матери, которая на этот раз сразу поверила дочке. Вдвоем они отправились к воеводам, архиепископу, говорили о видении простым людям – все дивились рассказу, но не воспринимали всерьез. Тогда мать девочки взяла заступ и стала копать в указанном месте, копали и другие, но ничего не находили. Когда же на пепелище дома, на месте, где была печь, начала копать сама Матрона, то на глубине чуть более метра она обрела небольшую икону Божией Матери, завернутую в ветхий суконный рукав однорядки (верхней одежды) вишневого цвета. Икона сияла, как только что написанная, на ней не было никаких следов пожара или грязи. Весть о чудесном явлении иконы тут же облетела весь город, собрался народ. Казанский архиепископ Иеремия со священством и градоначальниками торжественным крестным ходом пришли на место чудесного обретения иконы и перенесли ее в церковь Николы Тульского, затем после молебна — в Благовещенский собор. Архиерей с плачем молился перед образом о прощении своих согрешений. Воеводы также слезно просили милости и каялись в нерадении и неверии, а народ воздавал хвалу Спасителю и Богородице.

Сразу стало ясно, что икона чудотворная – уже во время крестного хода обрели зрение два казанских слепца: Иосиф и Никита. Эти чудеса стали первыми в длинном списке чудес и исцелений, происходивших от Казанской иконы.

История обретения иконы так поразила царя Ивана Грозного, что он повелел основать на месте ее явления девичий монастырь (Казанский Богородицкий монастырь). Насельницей этого монастыря стала Матрона, получившая в постриге имя Мавра. Позже в монастыре подвизалась и ее мать. Явленная Казанская икона была небольшого размера, всего 6×5 вершков, или 26,7×22,3 см, и относилась к иконографическому типу «Одигитрия», то есть «Путеводительница». Уже святитель Ермоген отмечал необычность этой иконы: в отличие от традиционных поясных икон «Одигитрия», на Казанском образе Богородица изображена со стоящим Младенцем Христом. По описаниям XIX века, икона была «письма греческаго, цвета темнаго», изображение Богоматери погрудное, рук не видно, голова склонена к Младенцу Христу, изображенному прямолично, стоящим. Его правая рука отведена в сторону в жесте двуперстного благословения, левая опущена и скрыта под гиматием. Явленная Казанская икона Божией Матери почиталась как национальная святыня и хранилась в возведенном на месте ее обретения монастыре. История ее печально оборвалась в тяжелое для России время начала XX века. В ночь на 29 июня 1904 собор Казанского монастыря был ограблен святотатцами; бесследно пропала и чудотворная икона Богоматери. На следствии воры показали, что драгоценную ризу они продали, а икону порубили и сожгли. Существовали версии, что явленная Казанская икона не была уничтожена. Полагали, что она была продана старообрядцам и находится в одной из молелен Казани, Москвы, Уфы или Коврова. В Казанском девичьем монастыре бытовало предание, что явленная Казанская икона (после нескольких попыток хищения чудотворного образа грабителями) на ночь заменялась точным списком, который и был украден в 1904 году, а подлинник сохранился невредимым и находится в настоящее время в храме Ярославских чудотворцев на Арском кладбище.

Поиски иконы неоднократно предпринимались, в т. ч. по инициативе членов императорской семьи. Много лет этим занимались чиновники особых поручений Департамента полиции Министерства внутренних дел, где хранилось два обширных тома секретных документов 1910–1917 годов, связанных с расследованием хищения Казанской иконы Божий Матери. Надежда на то, что икона не была сожжена и может быть найдена, сохраняется и до настоящего времени.

Ныне в Казани особо почитается Казанская икона в церкви св. блг. князей Феодора, Давида и Константина, Ярославских чудотворцев, на Арском кладбище. Видимо, она происходит из Казанского девичьего монастыря и является ранним списком явленного образа.

Множество других списков Казанской иконы Божией Матери в разных уголках нашей необъятной Родины прославилось чудесами исцелений и милостей Царицы Небесной к православному народу, за что русские люди весьма полюбили этот образ. В редком храме не встретишь Казанской иконы; ею же чаще всего благословляют молодых на семейную жизнь.

Празднование в честь Казанской иконы Божией Матери совершается 8 (21) июля в день ее обретения и 22 октября (4 ноября), в день освобождения Москвы от поляков.

Тропарь Божией Матери пред иконой Ее Казанской

глас 4

Заступнице усердная, Мати Господа Вышняго, за всех молиши Сына Твоего, Христа Бога нашего, и всем твориши спастися, в державный Твой покров прибегающим. Всех нас заступи, о Госпоже, Царице и Владычице, иже в напастех, и скорбех, и в болезнех обремененных грехи многими, предстоящих и молящихся Тебе умиленною душею и сокрушенным сердцем пред пречистым Твоим образом со слезами и невозвратно надежду имущих на Тя, избавления всех зол, всем полезная даруй и вся спаси, Богородице Дево: Ты бо еси Божественный покров рабом Твоим.

Кондак Божией Матери пред иконой Ее Казанской

глас 8

Притецем, людие, к тихому сему и доброму пристанищу, скорой Помощнице, готовому и теплому спасению, покрову Девы, ускорим на молитву и потщимся на покаяние: источает бо нам неоскудныя милости Пречистая Богородица, предваряет на помощь и избавляет от великих бед и зол благонравныя и богобоящияся рабы Своя. Величание Величаем Тя, Пресвятая Дево, и чтим образ Твой святый, от негоже истекает благодатная помощь всем, с верою притекающим к нему.

ЕВАНГЕЛИЕ

В те дни Мария, встав, с поспешностью пошла в нагорную страну, в город Иудин, и вошла в дом Захарии, и приветствовала Елисавету. Когда Елисавета услышала приветствие Марии, взыграл младенец во чреве ее; и Елисавета исполнилась Святаго Духа, и воскликнула громким голосом, и сказала: благословенна Ты между женами, и благословен плод чрева Твоего! И откуда это мне, что пришла Матерь Господа моего ко мне? Ибо когда голос приветствия Твоего дошел до слуха моего, взыграл младенец радостно во чреве моем. И блаженна Уверовавшая, потому что совершится сказанное Ей от Господа. И сказала Мария: величит душа Моя Господа, и возрадовался дух Мой о Боге, Спасителе Моем, что призрел Он на смирение Рабы Своей, ибо отныне будут ублажать Меня все роды; что сотворил Мне величие Сильный, и свято имя Его. Пребыла же Мария с нею около трех месяцев, и возвратилась в дом свой. (чтение на Всенощном бдении – Евангелие от Луки 1:39–49, 56)

В то время пришел Иисус в одно селение; здесь женщина, именем Марфа, приняла Его в дом свой; у неё была сестра, именем Мария, которая села у ног Иисуса и слушала слово Его. Марфа же заботилась о большом угощении и, подойдя, сказала: Господи! или Тебе нужды нет, что сестра моя одну меня оставила служить? скажи ей, чтобы помогла мне. Иисус же сказал ей в ответ: Марфа! Марфа! ты заботишься и суетишься о многом, а одно только нужно; Мария же избрала благую часть, которая не отнимется у неё. Когда же Он говорил это, одна женщина, возвысив голос из народа, сказала Ему: блаженно чрево, носившее Тебя, и сосцы, Тебя питавшие! А Он сказал: блаженны слышащие слово Божие и соблюдающие его. (чтение на Литургии – Евангелие от Луки 10:38–42; 11:27–28)

АПОСТОЛ

Братия, в вас должны быть те же чувствования, какие и во Христе Иисусе: Он, будучи образом Божиим, не почитал хищением быть равным Богу; но уничижил Себя Самого, приняв образ раба, сделавшись подобным человекам и по виду став как человек; смирил Себя, быв послушным даже до смерти, и смерти крестной. Посему и Бог превознес Его и дал Ему имя выше всякого имени, дабы пред именем Иисуса преклонилось всякое колено небесных, земных и преисподних, и всякий язык исповедал, что Господь Иисус Христос в славу Бога Отца. (чтение на Литургии – Послание к Филиппийцам св. ап. Павла 2:5-11)

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *