РОЖДЕСТВО ИОАННА ПРЕДТЕЧИ (7 июля)

 Рождество честного славного Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна – один из великих праздников Русской Православной Церкви, отмечается ежегодно 7 июля (24 июня по старому стилю).

Иоанн Креститель — самый почитаемый христианский святой после Богородицы. Иисус Христос свидетельствовал о нем «Из рожденных женами не восставал (пророк) больший Иоанна Крестителя» (Мф. 11:11). О его рождении было предвозвещено пророком Исайей еще за 700 лет до самого события. Исайя говорил, что перед пришествием в мир Сына Божия явится в Израиле пророк, который будет Его Предтечей, возвестит людям о Нем, уготовит сердца их к Его пришествию: «Глас вопиющего в пустыне: приготовьте путь Господу, прямыми сделайте в степи стези Богу нашему… и явится слава Господня, и узрит всякая плоть [спасение Божие]» (Ис. 40:3, 5).

Рождество Иоанна Предтечи описано евангелистом Лукой. Согласно этому рассказу, отцом святого Иоанна был праведный священник Захария, который принадлежал к чреде Авиевой; матерью – праведная Елисавета, происходившая из рода Ааронова, родственница Пресвятой Богородицы. Жили они в одном из городов Иудеи «во дни Ирода, царя Иудейского». Захария и Елисавета были люди, испытанные в благочестии, поступающие всегда и во всем по указанию заповедей Божиих. Дожив вместе до преклонного возраста, супруги не имели детей, поскольку Елисавета «была неплодна» – испытание самое чувствительное для верующего израильтянина, который в каждом новорожденном видел залог обещанного Мессии. Несомненно, праведные супруги постоянно воссылали слезные, пламенные молитвы к Богу о разрешении их неплодства.

Однажды во время совершения обряда воскурения фимиама в Иерусалимском храме Захария сподобился явления архангела Гавриила, который предсказал ему рождение сына Иоанна. По обетованию архангела Гавриила, сын его «не будет пить вина и сикера» в знак своей особой посвященности Богу и станет пророком, исполнившись «Духа Святого… еще от чрева матери своей; и многих из сынов Израилевых обратит к Господу Богу их».

Захария выразил сомнение в возможности рождения ребенка, т. к. он и его жена были уже в преклонных летах. Для вразумления и в качестве подтверждения верности слов небесного вестника Захария стал глух и нем. В этом состоянии праведный Захария пребывал до момента наречения имени новорожденному младенцу. Между тем, стоявший все святилища народ пришел в смущение: священник долго не возвращается из храма. После того как Захария вышел к ним, по его внешнему виду и немоте – Захария «объяснялся… знаками» – все догадались, что ему было видение.

Вскоре Елисавета зачала сына и никому не сообщала о беременности пять месяцев, радуясь чуду Божию, избавившему ее от бесплодия. На шестой месяц в городе Назарете архангел Гавриил благовестил Пресвятой Деве Марии о рождении от Нее Спасителя мира. Чтобы излить Свою надежду и радость, Святая Дева Мария сразу же пошла к Своей родственнице Елисавете и приветствовала ее. Лишь только это скромное приветствие коснулось слуха Елисаветы, взыграл младенец во чреве ее (как и предсказал архангел Гавриил Захарии в храме); и Елисавета исполнилась Святого Духа и пророчески сказала: «благословенна ты между женами, и благословен плод чрева Твоего! И откуда это мне, что пришла Матерь Господа моего ко мне?» Едва кончила свою хвалу Елисавета, как начинает Дева Мария известную всему миру песнь «Величит душа Моя Господа…» (Лк. 1:42–43). Три месяца прожила Пресвятая Богородица у Елисаветы и возвратилась домой.

Когда Елисавете исполнилось время родить сына, соседи и родственники радовались вместе с ней и в восьмой день собрались в ее доме, чтобы совершить установленный еще при Аврааме и требуемый законом Моисея обряд обрезания. Чрез обрезание новорожденный вступал в общество избранного народа Божия, и потому день обрезания считался радостным семейным праздником. При обрезании новорожденному давалось имя, обыкновенно в честь кого-либо из старших сродников. Поэтому не могло не вызвать общее недоумение желание матери назвать его Иоанном. Евангелист подчеркивает нам это обстоятельство очевидно потому, что и оно чудесно: желание Елисаветы назвать младенца Иоанном было плодом внушения Святого Духа. За решением обратились к отцу. Он, испросив дощечку, намазанную воском, написал на ней палочкой: «Иоанн будет имя ему», и все удивились необычайности совпадения желания матери, и глухонемого отца назвать сына именем, которого не было в их родстве. И тотчас, по предсказанию архангела, разрешились уста Захарии, и он в пророческом вдохновении стал прославлять Бога и предрекать своему сыну будущее: «И ты, младенец, наречешься пророком Всевышнего, ибо предъидешь пред лицем Господа приготовить пути Ему, дать уразуметь народу Его спасение в прощении грехов их» (Лк. 1:76–77).

По преданию, слух о рождении Иоанна Предтечи дошел до подозрительного царя Ирода и, когда пришли в Иерусалим волхвы с вопросом, где находится родившийся Царь Иудейский, Ирод вспомнил о сыне Захарии и, издав приказ об избиении младенцев, послал убийц и в город Иутту (где, как полагают, жили праведные Захария и Елисавета с Иоанном). Захария в то время совершал служение в храме, а Елисавета скрылась с сыном в пустыне в горах. Увидев преследователей, она со слезами молила Бога о спасении, и расступившаяся гора скрыла их. Рассерженный Ирод послал к Захарии в храм, спросить, где скрыл он своего сына. Несмотря на угрозы, Захария не выдал местонахождения Иоанна, и пал под мечами убийц между храмом и жертвенником, о чем вспоминает Господь в Своей обличительной речи к фарисеям. Праведная Елисавета с сыном продолжала жить в пустыне и там умерла. Отрок Иоанн, охраняемый ангелом, находился в пустыне и готовился к своему служению строгим постом и молитвой до того времени, как вышел на проповедь о покаянии и сам сподобился крестить пришедшего в мир Господа Иисуса Христа.

Тропарь Рождеству Иоанна Предтечи

глас 4

Пророче и Предтече пришествия Христова, достойно восхвалити тя недоумеем мы, любовию чтущии тя: неплодство бо рождшия и отчее безгласие разрешися славным и честным твоим рождеством, и воплощение Сына Божия мирови проповедуется.

Перевод: Пророк и Предтеча пришествия Христова, достойно восхвалить тебя не можем мы, с любовью почитая тебя; ибо бесплодие родившей и немота отца окончились славным и священным твоим рождеством, и воплощение Сына Божия миру возвещается.

Тропарь Рождеству Иоанна Предтечи

глас 4

Пророче и Предтече пришествия Христова, достойно восхвалити тя недоумеем мы, любовию чтущии тя: неплодство бо рождшия и отчее безгласие разрешися славным и честным твоим рождеством, и воплощение Сына Божия мирови проповедуется.

Перевод: Пророк и Предтеча пришествия Христова, достойно восхвалить тебя не можем мы, с любовью почитая тебя; ибо бесплодие родившей и немота отца окончились славным и священным твоим рождеством, и воплощение Сына Божия миру возвещается.

Велчание

Величаем тя, Предтече Спасов Иоанне, и чтим еже от неплодове преславное рождество твое.

ЕВАНГЕЛИЕ

Как уже многие начали составлять повествования о совершенно известных между нами событиях, как передали нам то́ бывшие с самого начала очевидцами и служителями Слова, то рассудилось и мне, по тщательном исследовании всего сначала, по порядку описать тебе, достопочтенный Феофил, чтобы ты узнал твердое основание того учения, в котором был наставлен. Во дни Ирода, царя Иудейского, был священник из Авиевой чреды, именем Захария, и жена его из рода Ааронова, имя ей Елисавета. Оба они были праведны пред Богом, поступая по всем заповедям и уставам Господним беспорочно. У них не было детей, ибо Елисавета была неплодна, и оба были уже в летах преклонных. Однажды, когда он в порядке своей чреды служил пред Богом, по жребию, как обыкновенно было у священников, досталось ему войти в храм Господень для каждения, а всё множество народа молилось вне во время каждения,- тогда явился ему Ангел Господень, стоя по правую сторону жертвенника кадильного. Захария, увидев его, смутился, и страх напал на него. Ангел же сказал ему: не бойся, Захария, ибо услышана молитва твоя, и жена твоя Елисавета родит тебе сына, и наречешь ему имя: Иоанн; и будет тебе радость и веселие, и многие о рождении его возрадуются, ибо он будет велик пред Господом; не будет пить вина и сикера, и Духа Святаго исполнится еще от чрева матери своей; и многих из сынов Израилевых обратит к Господу Богу их; и предъидет пред Ним в духе и силе Илии, чтобы возвратить сердца отцов детям, и непокоривым образ мыслей праведников, дабы представить Господу народ приготовленный. И сказал Захария Ангелу: по чему я узна́ ю это? ибо я стар, и жена моя в летах преклонных. Ангел сказал ему в ответ: я Гавриил, предстоящий пред Богом, и послан говорить с тобою и благовестить тебе сие; и вот, ты будешь молчать и не будешь иметь возможности говорить до того дня, как это сбудется, за то́ , что ты не поверил словам моим, которые сбудутся в свое время. Между тем народ ожидал Захарию и дивился, что он медлит в храме. Он же, выйдя, не мог говорить к ним; и они поняли, что он видел видение в храме; и он объяснялся с ними знаками, и оставался нем. А когда окончились дни службы его, возвратился в дом свой. После сих дней зачала Елисавета, жена его, и таилась пять месяцев и говорила: так сотворил мне Господь во дни сии, в которые призрел на меня, чтобы снять с меня поношение между людьми. Елисавете же настало время родить, и она родила сына. И услышали соседи и родственники ее, что возвеличил Господь милость Свою над нею, и радовались с нею. В восьмой день пришли обрезать младенца и хотели назвать его, по имени отца его, Захариею. На это мать его сказала: нет, а назвать его Иоанном. И сказали ей: никого нет в родстве твоем, кто назывался бы сим именем. И спрашивали знаками у отца его, ка́ к бы он хотел назвать его. Он потребовал дощечку и написал: Иоанн имя ему. И все удивились. И тотчас разрешились уста его и язык его, и он стал говорить, благословляя Бога. И был страх на всех живущих вокруг них; и рассказывали обо всем этом по всей нагорной стране Иудейской. Все слышавшие положили это на сердце своем и говорили: что́ будет младенец сей? И рука Господня была с ним. И Захария, отец его, исполнился Святаго Духа и пророчествовал, говоря: благословен Господь Бог Израилев, что посетил народ Свой и сотворил избавление ему. И ты, младенец, наречешься пророком Всевышнего, ибо предъидешь пред лицем Господа приготовить пути Ему. Младенец же возрастал и укреплялся духом, и был в пустынях до дня явления своего Израилю. (чтение на Литургии – Евангелие от Луки 1:5–25, 57–68, 76, 80)

АПОСТОЛ

Братья, ныне ближе к нам спасение, нежели когда мы уверовали. Ночь прошла, а день приблизился: итак отвергнем дела тьмы и облечемся в оружия света. Как днем, будем вести себя благочинно, не предаваясь ни пированиям и пьянству, ни сладострастию и распутству, ни ссорам и зависти; но облекитесь в Господа нашего Иисуса Христа, и попечения о плоти не превращайте в похоти. Немощного в вере принимайте без споров о мнениях. Ибо иной уверен, что можно есть все, а немощный ест овощи. Кто ест, не уничижай того, кто не ест; и кто не ест, не осуждай того, кто ест, потому что Бог принял его.Кто ты, осуждающий чужого раба? Перед своим Господом стои́ т он, или падает. И будет восставлен, ибо силен Бог восставить его. (Послание к Римлянам святого апостола Павла 13:11–14:4)

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *