БОГОЛЮБСКАЯ ИКОНА БОГОРОДИЦЫ (1 июля)

 Боголюбская икона Божией Матери – одна из древнейший чудотворных икон России, написанная в XII веке по повелению благоверного князя Андрея Боголюбского в память о явлении ему Пресвятой Девы.

В 1155 году великий князь Суздальский Андрей Юрьевич Долгорукий, один из первых собирателей и строителей Российской земли, нареченный за благочестие Боголюбским, покинул киевский Вышгород и направился на свою родину, чтобы утвердить великокняжеский престол на суздальских землях. С собой он взял чудотворную икону Богородицы, которая впоследствии получила наименование Владимирской. Примерно в десяти верстах от Владимира кони, везшие повозку с чудотворным образом, остановились без видимых причин и не могли сдвинуться с места. Благочестивый князь узрел в этом знамение и уединился в походном шатре для усердной молитвы. Во время молитвы князю явилась Сама Царица Небесная и повелела принесенную из Вышгорода чтимую икону поставить во Владимире, а на месте Ее чудесного явления устроить церковь и основать монастырь. Потом Богородица молитвенно подняла руки к небу, и видение исчезло.

Исполняя повеление, благоверный князь Андрей заложил на указанном месте каменную церковь в честь Рождества Пресвятой Богородицы, где образовался и монастырь. Святой князь призвал искусных иконописцев и просил изобразить Божию Матерь так, как видел Ее в явлении: стоящею с поднятыми в молитве руками и ликом, обращенным к Господу Иисусу Христу. Над образом Пречистой Девы помещены клейма пяти икон, сопутствовавших князю Андрею в его путешествии, перед которыми он молился в своем шатре: Спасителя, Владимирской иконы Божией Матери, Иоанна Предтечи, Архангелов Михаила и Гавриила.

Когда строительство церкви было завершено, благоверный князь Андрей перенес в нее написанную икону, установив праздник в честь образа в день явления ему Богоматери 18 июня. Монастырь и город, образовавшийся вокруг обители, князь Андрей назвал Боголюбовом, потому что, по его словам, «Божия Матерь возлюбила это место», а сам князь с тех пор стал именоваться Боголюбским. Чудотворная икона Божией Матери, принесенная из Вышгорода, впоследствии была перенесена во Владимир, в Успенский собор, а явленная икона оставлена в Боголюбове и названа Боголюбской.

Князь Андрей часто уединялся здесь для молитвы; тут он и принял в 1174 году мученическую кончину от рук своих же подданных – бояр Кучковичей.

Во время монголо-татарского нашествия хана Батыя (1237–1240) храм в честь Рождества Богородицы был сожжен, и только один Боголюбский образ Божией Матери остался невредимым. Половцы и татары не раз разоряли эту обитель, но Пречистая всегда оставалась верною Защитницею принятого Ею под Свой покров монастыря, и слава его, и внешнее благосостояние росли век от века. В XV столетии великий князь Василий Темный повелел поставить список с чудотворной иконы в дворцовую Сретенскую церковь Московского Кремля, а в 1680 году благочестивый царь Федор Алексеевич Романов приложил к иконе свой золотой крест, украшенный драгоценными камнями.

Особенно прославилась Боголюбская икона чудесами исцеления и предохранения от губительных эпидемий чумы и холеры (эпидемия 1771 года во Владимире).

Боголюбская икона, на которой представлен образ заступничества Богоматери, впоследствии вдохновила древнерусских иконописцев на создании икон, в которых у ног Божьей Матери изображали и князя Андрея, и соловецких святых, и московских государей, и простых людей.

Возобновленная к началу 1990-х, Боголюбская обитель под Владимиром сохранила все свои храмы, включая древнейший Рождественский, соборный Боголюбский (где у правого столпа пребывала чудотворная) и приписной к монастырю, всемирно знаменитый храм Покрова Богородицы на Нерли.

Образ Боголюбской пребывает ныне в специальном «климатическом киоте» в местном ряду собора Успенского Княгинина монастыря во Владимире.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *