ИКОНА БОЖИЕЙ МАТЕРИ «ДОСТОЙНО ЕСТЬ» (24 июня)

 Икона Божией Матери «Достойно есть» (Милующая) – чудотворный образ на Святой Горе Афон, перед которым, по преданию, в Х веке явился архангел Гавриил и было составлено одно из самый известных православных песнопений во имя Пресвятой Богородицы: Достойно есть яко воистину блажити Тя, Богородицу, Присноблаженную и Пренепорочную и Матерь Бога нашего. Честнейшую Херувим и славнейшую без сравнения Серафим, без истления Бога Слова рождшую, сущую Богородицу Тя величаем.

Предание, записанное около 1548 года протом Афона Серафимом Фииполом, повествует, что в последней четверти X века на Святой Горе, в небольшой келлии у церкви Успения близ Кареи, подвизались старец и его послушник. Однажды старец ушел на воскресное всенощное бдение в главный храм Протата в Карее (административный центр Афона). Пока он отсутствовал, келлию посетил некий монах (это был архангел Гавриил). В предрассветный час инок и монах-странник совершали утреню перед иконой Божией Матери, называвшейся «Милующей». Когда пришло время воспеть, по обычаю, «Честнейшую херувим», монах предварил песнопение величанием: «Достойно есть яко воистину блажити Тя Богородицу, присноблаженную и пренепорочную и Матерь Бога нашего». 

Красота песнопения удивила инока. По его просьбе монах чудесным образом запечатлел слова на каменной плите и повелел всегда петь именно так. Затем он исчез, а инок продолжил петь, когда вернулся старец. О чуде было сообщено старцам Протата, те передали известие патриарху и императору, а песнопение «есть» перешло во всеобщее богослужебное употребление.

Икону Божией Матери, перед которой впервые была воспета песнь «Достойно есть», привезли в соборный храм Успения Пресвятой Богородицы Кареи и поставили в алтаре на горнем месте, где образ находится и в настоящее время. Плита с начертанной на ней архангелом Гавриилом песнью была перенесена в Константинополь во время патриаршества святителя Николая Хрисоверга (†995).

По существующей издавна на Афоне традиции на второй день Пасхи, после литургии, совершается крестный ход с чудотворным образом «Достойно есть» вокруг Кареи. В 1488 году четыре монаха, жившие на подворье монастыря прп. Дионисия в Карее, не вышли на крестный ход; назвав его противозаконным, они смеялись над его участниками. В тот же вечер от сильного дождя с градом погибли все растения в огородах и виноградники этого подворья. Пребывавший в обители прп. Дионисия патриарх Константинопольский Нифонт наложил на монахов строгую епитимию за презрение святой иконы.

Другой подобный случай произошел с монахами близлежащей обители Кутлумуш, которые решили совершать крестный ход в своем монастыре, не участвуя в общем празднике. Внезапно на монастырскую пристань напали разбойники и сожгли ее. Спустя некоторое время при аналогичных обстоятельствах разрушились здания и стены Кутлумуша. Насельники монастыря раскаялись и последовали установленному древнему чину почитания святой иконы.

В 1838 году по просьбе Протата иеродиакон афонского Русского Пантелеимонова монастыря Венедикт составил службу в честь иконы «Достойно есть».

Во второй половине XIX – начале XX века множество списков чудотворного образа было написано и освящено в русских монастырях на Афоне, а затем прислано в Россию. Например в 1858 году в Оренбург для женской обители, которую предполагали построить. В начале XX века прославленный чудесами список образа находился в храме с. Юрьева Котельничского уезда Вятской губернии.

Для одной из икон «Достойно есть», привезенной около 1887 года миссионером иеромонахом Арсением с Афона, был построен пятикупольный храм в Галерной гавани в Санкт-Петербурге с одноименным посвящением главного престола. Сейчас этот список находится в церкви Смоленской иконы Божией Матери на Смоленском кладбище в СанктПетербурге, где в его честь освящен северный придел.

За редким исключением иконы Божией Матери «Достойно есть» большого размера, написанные в академической манере в традициях поздней святогорской иконописи на голубом или золотом фоне, с текстом на свитке на русском или греч. языке: «Дух Господень на Мне, Егоже ради помаза Мя…» (Ис 61:1; Лк 4:18). Младенец одет в белую рубашку с препоясанием, Богородица – в мафорий красного оттенка и светлый (розовый) плат, у Обоих на головах венцы (как правило, у Иисуса Христа – закрытый венец, у Богородицы – корона); левая рука Иисуса Христа спрятана под плат. Корону или нимб Божией Матери поддерживают два ангела на облаках, вверху – Господь Саваоф, Святой Дух в виде голубя и херувимы (рисунок фигур и цвета одеяний ангелов, расположение надписей варьируются). Иногда на обороте иконы врезаны афонские сургучные печати, сделаны вкладные надписи.

Тропари Божией Матери пред иконой «Достойно есть»

глас 4

Oтцев все Афонское множество, соберитеся, верно празднующе, днесь радующеся и светло восклицающе вси в веселии, Божия бо Мати ныне от Ангела преславно воспевается. Темже, яко Богородицу, присно Сию славим. Притецем, вернии, со дерзновением к Милующей Царице Богородице и умиленно воззовем к Ней: низпосли на ны милости Твоя богатыя: град сей избави от всякаго обстояния, мир даруй мирови и спасение душам нашим.

Кондаки Божией Матери пред иконой «Достойно есть»

глас 4

Празднует днесь весь Афон, яко песнь прият от Ангела чудно Тебе, Чистей Богоматери, Юже вся тварь чтит, славящи.

глас 8

Архангельский глас вопием Ти, Всецарице: достойно есть, яко воистинну, блажити Тя, Богородицу, Присноблаженную и Пренепорочную и Матерь Бога нашего.

АПОСТОЛ

Братья, освободившись от греха, вы стали рабами праведности. Говорю по рассуждению человеческому, ради немощи плоти вашей. Как предавали вы члены ваши в рабы нечистоте и беззаконию на дела беззаконные, так ныне представьте члены ваши в рабы праведности на дела святые. Ибо, когда вы были рабами греха, тогда были свободны от праведности. Какой же плод вы имели тогда? Такие дела, каких ныне сами стыдитесь, потому что конец их — смерть. Но ныне, когда вы освободились от греха и стали рабами Богу, плод ваш есть святость, а конец — жизнь вечная. Ибо возмездие за грех — смерть, а дар Божий — жизнь вечная во Христе Иисусе, Господе нашем. (Послание к Римлянам св. ап. Павла 8:18–23)

ЕВАНГЕЛИЕ

В то время, когда вошел Иисус в Капернаум, к Нему подошел сотник и просил Его: Господи! слуга мой лежит дома в расслаблении и жестоко страдает. Иисус говорит ему: Я приду и исцелю его. Сотник же, отвечая, сказал: Господи! я недостоин, чтобы Ты вошел под кров мой, но скажи только слово, и выздоровеет слуга мой; ибо я и подвластный человек, но, имея у себя в подчинении воинов, говорю одному: пойди, и идет; и другому: приди, и приходит; и слуге моему: сделай то, и делает. Услышав сие, Иисус удивился и сказал идущим за Ним: истинно говорю вам, и в Израиле не нашел Я такой веры. Говорю же вам, что многие придут с востока и запада и возлягут с Авраамом, Исааком и Иаковом в Царстве Небесном; а сыны царства извержены будут во тьму внешнюю: там будет плач и скрежет зубов. И сказал Иисус сотнику: иди, и, как ты веровал, да будет тебе. И выздоровел слуга его в тот час. (Евангелие от Матфея 8:5–13)

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *