ПАМЯТЬ ПРЕПОДОБНОГО МЕФОДИЯ, ИГУМЕНА ПЕШНОШСКОГО (17 июня)

 Преподобный Мефодий (†1392) – ученик преподобного Сергия Радонежского, игумен, основатель Пешношского монастыря.

Не сохранилось никаких сведений о родителях, дате рождения и юности преподобного Мефодия. Известно, что еще достаточно молодым человеком, в середине XIV века, он стал одним из первых учеников преподобного Сергия Радонежского. Преподобный Мефодий провел у «игумена земли Русской» несколько лет, а затем возжелал уединенного и безмолвного жития. В 1361 году он, по благословению своего учителя, удалился в непроходимые леса и болота в окрестностях Дмитрова. Там, на расстоянии 25 верст от города, у слияния Яхромы и небольшой речки, которая впоследствии будет названа Пешношей, святой устроил свою келью. В суровом посте и постоянных молитвах текла жизнь преподобного. Вскоре вокруг него стали собираться люди, жаждавшие иноческой жизни.

Когда речь зашла о сооружении церкви, преподобный Сергий навестил своего «собеседника и спостника» и дал ему совет построить обитель и храм на другом, более сухом и обширном месте. Возможно, преподобный Сергий провидел возникновение большого монастыря и указал более подходящий для этого участок земли. Преподобный Мефодий исполнил волю святого наставника и перенес свою келью через реку. Здесь же была воздвигнута и деревянная церковь во имя глубоко почитаемого русским народом великого чудотворца святителя Николая Мирликийского. Так началась НиколоПешношская обитель, которая второе свое название получила потому, что святой Мефодий трудился на строительстве храма и келий, «пеш ношаше» бревна через речку.

Преподобный Сергий не однажды посещал своего ученика. До революции в двух верстах от Николо-Пешношского монастыря почиталось место с часовней, называемое «беседным». Здесь, по преданию, молились преподобные Сергий и Мефодий. Ученик и учитель были и соработниками: известно, что они вместе устраивали кельи, выкопали два пруда и посадили аллею из вязов.

С 1391 года преподобный Мефодий стал первым игуменом основанной им обители. Игуменский посох вручил ему если не сам святитель Алексей, митрополит Московский, то одним из архиереев по его благословению. Поселившиеся в монастыре иноки вели трудолюбивый образ жизни, сами себе добывая пропитание и исполняя все нужные для обители работы. Только частые посты и молитвы разнообразили жизнь пешношских ионахов. Игумен был первым среди братии и в подвигах поста, труда и молитвы, показывая пример насельникам монастыря. Святой Мефодий прославился делами милосердия, всегда привечал сирот и нищих; строгий по отношению к себе, он был милостив к братии, снисходя к немощам своих учеников и предостерегая их от ошибок в будущем.

Более 30-ти лет преподобный Мефодий управлял основанной им обителью. Судя по тому, что до этого он некоторое время жил в пустыни, а ранее подвизался у преподобного Сергия Радонежского, можно предположить, что основатель Николо-Пешношского монастыря дожил до глубокой старости. Именно так – в образе старца – передают его облик иконописные изображения. Древний источник рассказывает, что преподобный Мефодий был «сед, брада по меньше Никона чудотворца, ризы преподобнические». Есть в этом свидетельстве и уточнение: «У Никона чудотворца… брада доле николиной, меньше сергиевой». Преподобный Никон Радонежский, тоже ученик преподобного Сергия, за полгода до кончины последнего, был поставлен им игуменом Троицкого монастыря.

Преподобный Мефодий отошел ко Господу в 1392 году. В день преставления его, как видно из составленной в честь его службы, собралось множество народа – старцев, сирот и вдов – оплакивать кончину своего питателя. Нетленное тело преподобного Мефодия погребли у церкви святителя Николая. Во время польского нашествия, для сохранения от поругания, мощи были перенесены в иное место. Над гробом его воздвигли часовню из дубового бруса, которая простояла более 300 лет. В 1732 году вместо часовни была сооружена небольшая церковь во имя преподобного Сергия Радонежского.

После блаженной кончины преподобного Мефодия его почитали в Пешноше и в окрестных селениях как святого. Официальная канонизация преподобного состоялась на московском Соборе 1549 года. Интересно, что материалы для канонизации готовил другой прославленный настоятель Николо-Пешношского монастыря, святитель Варсонофий Казанский.

В 1859 году, по благословению святителя Филарета (Дроздова), митрополита Московского, у самых мощей преподобного, почивающих под спудом под колокольней, был устроен алтарь с престолом во имя преподобного Мефодия. Место, где покоятся мощи святого, сейчас открыто для поклонения.

Память преподобного празднуется 17, 27 июня и 19 июля, в Соборе Радонежский святых.

Тропарь прп. Мефодию, игумену Пешношскому

глас 8

Божественною любовию от юности распалаемь, вся, яже в мире красная, возненавидев, Христа Единаго возлюбил еси, и, сего ради в пустыню вселився, в ней обитель сотворил еси, и, собрав инок множество, приял еси от Бога чудес дар, отче Мефодие, и был еси о Христе собеседник и спостник преподобному Сергию, с нимже у Христа Бога испроси православным Христианом здравие, и спасение, и душам нашим велию милость.

Кондак прп. Мефодию, игумену Пешношскому

глас 4

Послушания добрый рачитель быв, безплотныя враги слезными молитвами твоими крепко посрамил еси и явился еси Пресвятыя Троицы жилище, Юже зря, блаженне, ясно, Богомудре Мефодие преподобне, чудес дар от Нея приял еси. Темже исцеляеши с верою приходящих недуги, утоляеши скорби и молишися непрестанно о всех нас.

АПОСТОЛ

Братия, оправдавшись верою, мы имеем мир с Богом через Господа нашего Иисуса Христа, через Которого верою и получили мы доступ к той благодати, в которой стоим и хвалимся надеждою славы Божией. И не сим только, но хвалимся и скорбями, зная, что от скорби происходит терпение, от терпения опытность, от опытности надежда, а надежда не постыжает, потому что любовь Божия излилась в сердца наши Духом Святым, данным нам. Ибо Христос, когда еще мы были немощны, в определенное время умер за нечестивых. Ибо едва ли кто умрет за праведника; разве за благодетеля, может быть, кто и решится умереть. Но Бог Свою любовь к нам доказывает тем, что Христос умер за нас, когда мы были еще грешниками. Посему тем более ныне, будучи оправданы Кровию Его, спасемся Им от гнева. Ибо если, будучи врагами, мы примирились с Богом смертью Сына Его, то тем более, примирившись, спасемся жизнью Его.

(Послание к Римлянам св. ап. Павла 5:1-10)

ЕВАНГЕЛИЕ

Сказал Господь: светильник для тела есть око. Итак, если око твое будет чисто, то всё тело твое будет светло; если же око твое будет худо, то всё тело твое будет темно. Итак, если свет, который в тебе, тьма, то какова же тьма? Никто не может служить двум господам: ибо или одного будет ненавидеть, а другого любить; или одному станет усердствовать, а о другом нерадеть. Не можете служить Богу и маммоне (богатству). Посему говорю вам: не заботьтесь для души вашей, что вам есть и что пить, ни для тела вашего, во что одеться. Душа не больше ли пищи, и тело одежды? Взгляните на птиц небесных: они ни сеют, ни жнут, ни собирают в житницы; и Отец ваш Небесный питает их. Вы не гораздо ли лучше их? Да и кто из вас, заботясь, может прибавить себе росту хотяна один локоть? И об одежде что заботитесь? Посмотрите на полевые лилии, как они растут: ни трудятся, ни прядут; но говорю вам, что и Соломон во всей славе своей не одевался так, как всякая из них; если же траву полевую, которая сегодня есть, а завтра будет брошена в печь, Бог так одевает, кольми паче вас, маловеры! Итак не заботьтесь и не говорите: что нам есть? или что пить? или во что одеться? потому что всего этого ищут язычники, и потому что Отец ваш Небесный знает, что вы имеете нужду во всем этом. Ищите же прежде Царства Божия и правды Его, и это все приложится вам.

(Евангелие от Матфея 6:22-33)

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *