НЕДЕЛЯ СВЯТЫХ ЖЕН-МИРОНОСИЦ (22 апреля)

 В третье воскресение по Пасхе Церковь прославляет святых жен-мироносиц (т.е. «женщин, несущих миро»), а также Иосифа Аримафейского и Никодима, двух тайных учеников Христа. 

Жены-мироносицы – последовательницы Иисуса Христа, первыми пришедшие к погребальной пещере, где накануне было положено тело Господа, чтобы совершить, по иудейскому обычаю, помазание благовонными маслами и оплакать Его. Они же первыми получили весть о Его славном Воскресении. Из евангельского повествования нам известны имена четырех мироносиц. Это – Мария Магдалина, которую Иисус Христос исцелил от страшного недуга («изгнал семь бесов»); Саломия, жена рыбака Зеведея и мать апостолов Иакова и Иоанна Богослова; Иоанна, жена Хузы, домоправителя царя Ирода Антипы; Мария Клеопова, мать Иакова и Иосии. Священное Предание Церкви включает в число жен-мироносиц также Марию и Марфу, сестер Лазаря, близкого друга Иисуса Христа, которого Он воскресил из мертвых незадолго до Своего торжественного Входа в Иерусалим; и Сусанну, о которой нам ничего не известно. Евангелисты упоминают и о «многих других» женщинах из Галилеи, служивших Иисусу и вместе с Ним пришедших в Иерусалим на Его последнюю Пасху. Но история не сохранила нам даже их имен.

В период земного служения Господа Иисуса Христа жены-мироносицы сопровождали Его и апостолов в миссионерских путешествиях, принимали у себя, проявляя всю заботливость рачительных хозяек. В основном это были простые женщины, не отличавшиеся ни образованием, ни знатностью и богатством, но своей искренней и пламенной любовью и верностью Спасителю они превосходили апостолов. Когда все апостолы, кроме юного Иоанна, в страхе разбежались из ночного Гефсиманского сада и даже не почтили последних минут земной жизни Христа у Голгофы, жены-мироносицы нашли в себе силы вместе с Пречистой Богородицей стоять рядом с Крестом, а затем проводить скромную погребальную процессию до пещеры, не заботясь опасениями собственной безопасности. Как и все, они были вынуждены соблюдать праздничный субботний покой и не могли дождаться, когда же можно будет воздать Спасителю последний долг любви – помазать Его истерзанное тело благовонными и бальзамирующими веществами (миром), довершив тем самым дело спешного погребения накануне еврейской Пасхи. С этими благовониями они и отправились в предутренней мгле ко Гробу, еще не зная, что их ожидает там великая награда – первыми услышать от ангелов о Воскресении Спасителя и возвестить эту неимоверную радость апостолам. Из Церковного Предания мы знаем, что впоследствии жены-мироносицы, как и апостолы, свидетельствовали о Христе Воскресшем даже до конца земли, осуществляя служение проповеди, свидетельства о том, что Бог воскресил Сына Своего из мертвых и что через смерть и Воскресение Господь Иисус Христос избавил мир от власти греха.                                                                

Это – награда за великую жертвенность, любовь и верность, выше которых нет ничего на свете. Неудивительно, что воскресенье жен-мироносиц часто называют и праздником женщины-христианки. Сщмч. Серафим (Чичагов) обращал внимание: «Они все тем более дороги нам и близки нашему сердцу, что были такими же простыми людьми, как и мы, со всеми человеческими слабостями и недостатками, но по беспредельной любви ко Христу совершенно возродились, изменились нравственно, достигли праведности и оправдали на себе каждое слово учения Сына Божия. Этим своим перерождением святые жены-мироносицы неопровержимо доказали всем последователям Христа, что такое же спасительное возрождение не только возможно им, но и обязательно при условии их искренности, и что оно совершается благодатною силою евангельского обличения, вразумления, укрепления, одушевления или побуждения к духовным подвигам, а подвижники приобретают Царствие Божие, которое есть правда, мир и радость о Духе Святом».

В этот же воскресный день Церковь воспевает праведных Иосифа Аримафейского и Никодима, знатных и богатых иудеев, тайных учеников Христа, не побоявшихся испросить у Понтия Пилата разрешения с честью похоронить Распятого Спасителя.

Иосиф из г. Аримафеи был влиятельным членом Иерусалимского синедриона, принадлежал к числу тех, кто «ожидал Царствия Божия» (Мк. 15:43). Важную деталь к образу Иосифа добавляет евангелист Лука, сообщая, что он был «человек добрый и правдивый» (т. е. подобный другим праведникам: Захарии, Елисавете и Симеону) и не участвовал в осуждении Спасителя (Лк. 23:50–51). После смерти Христа Иосиф явил великое дерзновение, любовь и мужество и, воспользовавшись своим высоким положением, попросил у Пилата тело Иисуса для погребения. Когда разрешение было получено, он снял тело Спасителя с креста, обвил его плащаницей, положил в новую высеченную в скале гробницу, и, привалив камень к двери гробницы, удалился (Мк. 15:43–46). В погребении ему помогал праведный Никодим, фарисей, «один из начальников Иудейских», «приходивший прежде к Иисусу ночью» для поучений; он принес благовония для умащения тела (Ин. 19:38–40).

Подвиг Иосиф Аримафейского и Никодима велик – они не допустили, чтобы тело Господа было подвергнуто еще и посмертному поруганию и брошено в общую могилу, как тела двух распятых вместе с ним разбойников, но, преодолев свой страх, погребли Его достойно, благоговейно и с соблюдением закона. Более того, Иосиф, – уточняет евангелист Матфей, – «похоронил Иисуса в своей новой гробнице, которую недавно высек в скале» (Мф. 27:60), – то есть пожертвовал заранее приготовленной родовой усыпальницей.

Тропари Недели жен-мироносиц
глас 2

Еда снизшел еси к смерти, Животе Безсмертный, тогда ад умертвил еси блистанием Божества; егда же и умершия от преисподних воскресил еси, вся Силы Небесныя взываху: Жизнодавче, Христе Боже наш, слава Тебе.
Благообразный Иосиф, с Древа снем Пречистое Тело Твое, плащаницею чистою обвив, и
благоуханьми, во гробе нове, закрыв, положи, но тридневен воскресл еси, Господи, подаяй
мирови велию милость.
Мироносицам женам, при гробе представ Ангел, вопияше: мира мертвым суть прилична,Христос же истления явися чуждь. Но возопийте: воскресе Господь, подаяй мирови велию милость.

Кондак Пасхи
глас 8

Аще и во гроб снизшел еси, Безсмертне, но адову разрушил еси силу, и воскресл еси, яко победитель, Христе Боже, женам мироносицам вещавый: радуйтеся, и Твоим апостолом мир даруяй, падшим подаяй воскресение.

АПОСТОЛ

В те дни, когда умножились ученики, произошел у Еллинистов (евреи из стран языческих)
ропот на Евреев за то, что вдовицы их пренебрегаемы были в ежедневном раздаянии
потребностей. Тогда двенадцать Апостолов, созвав множество учеников, сказали: нехорошо
нам, оставив слово Божие, пещись о столах. Итак, братия, выберите из среды себя семь
человек изведанных, исполненных Святаго Духа и мудрости; их поставим на эту службу, а
мы постоянно пребудем в молитве и служении слова. И угодно было это предложение всему
собранию; и избрали Стефана, мужа, исполненного веры и Духа Святаго, и Филиппа, и
Прохора, и Никанора, и Тимона, и Пармена, и Николая Антиохийца, обращенного из
язычников; их поставили перед Апостолами, и сии, помолившись, возложили на них руки. И
слово Божие росло, и число учеников весьма умножалось в Иерусалиме; и из священников
очень многие покорились вере.
(Деяния св. Апостолов 6:1–7)

ЕВАНГЕЛИЕ

В те дни пришел Иосиф из Аримафеи, знаменитый член совета, который и сам ожидал
Царствия Божия, осмелился войти к Пилату, и просил тела Иисусова. Пилат удивился,
что Он уже умер, и, призвав сотника, спросил его, давно ли умер? И, узнав от сотника,
отдал тело Иосифу. Он, купив плащаницу и сняв Его, обвил плащаницею, и положил Его
во гробе, который был высечен в скале, и привалил камень к двери гроба. Мария же
Магдалина и Мария Иосиева смотрели, где Его полагали.
По прошествии субботы Мария Магдалина и Мария Иаковлева и Саломия купили
ароматы, чтобы идти помазать Его. И весьма рано, в первый день недели, приходят ко
гробу, при восходе солнца, и говорят между собою: кто отвалит нам камень от двери
гроба? И, взглянув, видят, что камень отвален; а он был весьма велик. И, войдя во гроб,
увидели юношу, сидящего на правой стороне, облеченного в белую одежду; и
ужаснулись. Он же говорит им: не ужасайтесь. Иисуса ищете Назарянина, распятого; Он
воскрес, Его нет здесь. Вот место, где Он был положен. Но идите, скажите ученикам Его
и Петру, что Он предваряет вас в Галилее; там Его увидите, как Он сказал вам. И, выйдя,
побежали от гроба; их объял трепет и ужас, и никому ничего не сказали, потому что
боялись.
(Евангелие от Марка 15:43–16:8)

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *