НЕДЕЛЯ ВТОРАЯ ПО ПАСХЕ, АНТИПАСХА (15 апреля)

  Антипасха – праздник, отмечаемый в следующее воскресенье после Пасхи, другие названия: Фомина неделя, Новая неделя. В народе этот день называют еще красной горкой, так как это первый день после многодневных Великого поста, Пасхи и Светлой седмицы, когда позволяется совершать таинство Брака. Слово «Антипасха» буквально означает «то, что вместо Пасхи»: не противопоставление, а обращение к прошедшему празднику, его повторение и обновление.

Богослужение этого воскресенья связано с воспоминанием двух явлений Иисуса Христа апостолам: в «первый день недели вечером» и «после восьми дней», – о чем повествует евангельское чтение на Литургии (Ин. 20:19–31). В сам день Светлого Воскресения вечером Господь Иисус Христос явился собранным в Сионской горнице апостолам, показал им Свои раны, послал их на проповедь и, сообщив им дар Святого Духа, дал им власть прощать и удерживать грехи… В этот момент Фома отсутствовал и не поверил рассказам других апостолов о Воскресении Христа: «если не увижу на руках Его ран от гвоздей, и не вложу перста моего в раны от гвоздей, и не вложу руки моей в ребра Его, не поверю» (Ин. 20:25)

Вторично явившись ученикам по прошествии восьми дней, Спаситель призвал сомневавшегося Фому к осязанию Своих ран, и тот немедленно исповедал свою веру в Богочеловечество Воскресшего Христа, воскликнув: «Господь мой и Бог мой!» На что Христос сказал апостолу: «ты поверил, потому что увидел Меня; блаженны невидевшие и уверовавшие» (Ин.20:28-29). Эти слова обращены не только к апостолу Фоме, но и ко всем нам. Они напоминают, что настоящая вера обладает духовным зрением, проникающим через завесу видимого и осязаемого: «вера же есть осуществление ожидаемого и уверенность в невидимом» (Евр.11:1).

Неделю Антипасхи Церковь посвящает также размышлению над обновлением всего творения через Воскресение Христово. В древнехристианском богословии воскресный день мыслился первым днем седмицы — днем начала творения Божия, описанного в Книге Бытия, и одновременно восьмым, то есть днем будущего Царства, в котором времени уже не будет. В соответствии с таким представлением Антипасха, как восьмой день после Воскресения Христова, является прообразом грядущего Царства Божия, первым днем обновленного Христом нового мира. Эту же мысль высказывает свт. Григорий Богослов в «Беседе на Неделю Новую»: подобно первому творению (сотворению мира), начавшемуся днем недельным (воскресным), так и новый, обновленный Воскресением Христовым мир начинается днем недельным. Этот день, восьмой по Пасхе, и празднуется как День обновления, т. к. в отличие от дня Пасхи, самого дня спасения, который является «пограничным между погребением и Воскресением», этот день есть день «воспоминания спасения», день «чисто нового рождения». Содержанием же празднования для каждого, его приношением Богу должно стать внутреннее обновление: «Обновитесь, отбросьте древнего человека, только ради того вспоминая древнее, чтобы его избегать». Совпадающее по времени с Антипасхой обычное весеннее обновление природы поэтому приобретает новое значение как видимое проявление и свидетельство внутреннего обновления всей твари: «Царица времен года триумфально шествует в честь царицы дней и преподносит ей дары от всего, что есть у нее самого прекрасного и радостного». Величие праздника подчеркивается согласием обновления видимого и невидимого мира, которое предваряет будущие «новое небо и новую землю» (Откр. 21:1): «Ныне весна земная, весна духовная, весна душам, весна телам, весна видимая, весна невидимая; о, если бы мы приняли участие в ней там, прекрасно изменившись здесь, и обновленные переправились к обновленной жизни во Христе Иисусе Господе нашем!»

Первое упоминание о Неделе Фоминой содержится в антиохийских по происхождению «Апостольских постановлениях» (около 380 года), а описание иерусалимского богослужения в этот день — в «Паломничестве Эгерии» (около 400 года). Эти источники связывают день Антипасхи, с одной стороны, с Воскресением Христовым, так как с IV века он служил завершением восьмидневных пасхальных торжеств, с другой стороны — с таинством Крещения, т. к. в этот день или накануне неофиты, крещенные на Пасху или в Великую субботу, снимали белые крещальные ризы. Отсюда происходит одно из традиционных латинских названий праздника — Dominica in Albis (с лат. — «День Господень в белых» (одеждах)), из этих же соображений первая пасхальная седмица в православном богослужении называется Светлой. Снятие белых крещальных одежд имеет символическое значение: хотя внешние признаки таинства и снимаются, его внутренний смысл (просвещение Светом истинным) остается в сердце крещенного навсегда.

Все богослужение Антипасхи совершается по Триоди цветной по чину двунадесятых Господских праздников, хотя сам день к таким праздникам формально не относится; служба святого, чья память выпадает на этот день, в приходской практике обычно опускается. Исключение составляет храмовый праздник и память вмч. Георгия Победоносца. С недели Антипасхи (включительно) и до отдания Пасхи все службы начинаются с пасхального тропаря «Христос воскресе из мертвых», на утренях ежедневно поется «Воскресение Христово видевше», литургия имеет особое окончание. На каждой из воскресных служб поются пасхальный канон и стихиры, повторяя празднование Пасхи.

Тропарь Антипасхи

глас 7

Запечатану гробу, Живот от гроба возсиял еси, Христе Боже, и дверем заключенным, учеником предстал еси, всех Воскресение, дух правый теми обновляя нам, по велицей Твоей милости.

Перевод: Хотя гроб был запечатан, Ты, Жизнь, из гроба воссиял, Христе Боже; и, когда двери были заперты, Ты, всех Воскресение, предстал ученикам, через них Дух Правый обновляя в нас по великой Твоей милости.

Кондак Антипасхи

глас 8

Любопытною десницею жизноподательная Твоя ребра Фома испыта, Христе Боже, созаключенным бо дверем яко вшел еси, с прочими апостолы вопияше Тебе: Господь еси и Бог мой.

Перевод: Любознательной рукою жизнь источающие ребра Твои исследовал Фома, Христе Боже; и тогда, как Ты вошел при запертых дверях, он с прочими Апостолами стал взывать Тебе: «Ты – Господь и Бог мой!»

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *